Конечно, самыми важными событиями 2024 года стали для меня пятый сезон Всероссийской литературно-критической премии «Неистовый Виссарион» и третий по счету региональный книжный форум Библионнале#наУрале.
Оба проекта инициированы Библиотекой Белинского, Белинкой, как ее любовно называют, и осуществляются при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Это взаимосвязанные сосуды, единая «экосистема» (термин в применении к литпроцессу позаимствован у В. Козлова). И «Виссарион», и Библионнале имеют в основе одни и те же принципы. Во-первых, они ориентированы не только на читательское, писательское или издательское сообщества, но и на библиотечное. Во-вторых, их основа – не книжная ярмарка с культом новинок, а исследовательский процесс той или иной области литературного поля.
Например, главной Библио_темой Библионнале#наУрале № 3, которое прошло в Екатеринбурге 14–16 ноября, было всестороннее исследование жанра биографии. Естественно, мы пригласили гостей – авторов, которые в этом жанре работают, пишут для серии «ЖЗЛ» и не только: А. Варламова, М. Гундарина, Е. Погорелую, Т. Ясникову. Причем выступали они не только в формате привычных лекций: прошла «Сравнительная сессия», суть которой – сопоставление разных байопиков об одной и той же персоне, например, о выдающемся уральском мифотворце Павле Бажове, над биографией которого в серии «Жизнь замечательных уральцев» трудился В. Сутырин, писатель, сценарист и режиссер, а в серии «Жизнь замечательных людей» – журналист и публицист А. Федосов. А. Варламов и М. Гундарин рассказали о своих подходах к жизнеописанию Василия Шукшина.
Особой темой Библионнале стали графические биографии и встреча с их создателем – легендой российского комикса А. Акишиным, который в свое время «отрисовал» жизнеописания Ахматовой, Цветаевой, Маяковского, Гумилева. Тут тоже есть своя специфика и свои наития: например, продумывая очередной эпизод с Цветаевой, Акишин решил изобразить ее около надземной станции берлинского метро, сделал эскиз, а потом нашел почти такую же фотографию.
Подвидами биографии можно считать жития и апокрифы, характеристики и некрологи, мемуары и блогосферу, в которой в онлайн-режиме пишутся сейчас сотни тысяч личных историй жизни. Этой теме мы посвятили отдельный паблик-ток «АвтобиографиЯ: от А до Я» с серией мастер-классов от специалистов: «Как составить собственное жизнеописание», «Как правильно сложить резюме при устройстве на работу», «Как написать характеристику», «Как надо произносить надгробную речь», «Как следует изучать житийную литературу». С большим успехом прошел, надо сказать!
Что же касается истории форума, то возник он на крепком фундаменте: с 2008-го по 2021-й Белинка ежегодно проводила книжный фестиваль. В 2022 году мы решили превратить его в более современное культурно-литературное сооружение с иными масштабами и в перспективе вывести его на просторы всего Уральского федерального округа. Оглядевшись вокруг, поняли, что нет ни одного Биеннале в России, посвященного книге, разве что на берегах Невы водится Биеннале книжной графики и иллюстрации, но это, так сказать, «несколько другой коленкор, одетый в багет». Мы убрали кое-что лишнее из привычного словесного определения, добавили нужное, внесли временные коррективы, указали точное место дисклокации. Так родился ежегодный книжный форум «Библионнале#наУрале». У него четыре направления: БИБЛИО_тека, БИБЛИО_тема, БИБЛИО_текст, БИБЛИО_арт. Все они находятся между собой в перекличке и состоянии взаимообогащающего перетекания, поскольку фестиваль имеет интертекстуальный характер.
Направление Библио_текст, к примеру, нацелено на создание словесного портрета Екатеринбурга и его окрестностей. Привлечение иногородних авторов позволяет посмотреть на регион непредвзято и с неожиданной стороны. Корпус текстов формируется в рамках проекта «Де_Геннин места», названного в честь одного из отцов основателей града Екатерины, частями публикуется в журнале «Урал», а полностью в специальном библионнальном издании – «ПутЁвом журнале «По Уралу». 24 полосы полноцвета! В будущем, как знать, оно вполне может стать книгой, уникальным интеллектуальным путеводителем. Состав авторов на сегодняшний момент впечатляет своей разношерстностью: Д. Бавильский, О. Балла, А. Чанцев, Д. Данилов, Б. Кутенков, И. Бояшов, Р. Сенчин, М. Москвина, В. Шубинский, Т. Риздвенко…
К нетривиальным туристическим маршрутам можно смело присовокупить «Гида по модельным библиотекам Свердловской области», который печатается с продолжением в каждом номере газеты-журнала. Путешественники вполне могут сделать осознанную остановку в пути в одной из «моделек», оценить их интерьер, оригинальную концепцию, удобное оборудование, разнообразие предложений интеллектуального отдыха.
Исследования и наработки, осуществляемые в рамках обоих проектов Библионнале и «Неистового Виссариона» мы по мере сил фиксируем. По итогам шорт-листа последнего Белинка каждый год выпускает сборник статей финалистов премии. Сборники можно рассматривать как своеобразные методички для специалистов, занимающихся комплектованием книжного фонда библиотек, а можно (и нужно) – как документ фиксации изменения литературного поля. За пять лет богатейший исторический срез накопился! Каждый сезон «Виссарион» меняет жюри, что позволяет сканировать литпроцесс более объемно.
Естественно, что критики и писатели, работающие на премии, становятся гостями Библионнале и наоборот, что тоже является формированием определенной экосистемы. В этом году на пятилетие премии при помощи партнеров библиотеке удалось собрать членов жюри разных сезонов. Записать в публичном режиме паблик-ток «Дайте две: моя любимая книга и хорошая современная книга». Критики советуют и рекомендуют» и открытый подкаст «Закройте это немедленно». Критики предостерегают читателя от книг, чтение которых, по их мнению, может стать напрасно потерянным временем». То есть мы живем не от мероприятия к мероприятию, а круглогодично, и кропотливо возделываем свой сад, где в центре не яркая клумба с новинками, а накапливаемый годами книжный фонд/код, который нуждается в осмыслении и структурировании.