Легкая кавалерия/Выпуск №1, 2022
Элина Сухова - Кандидат исторических наук, член Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-центра. Лауреат Волошинского конкурса. Стихи и проза публиковались в журналах «Арион», «День и ночь», «Дружба народов», «Октябрь», «Prosodia» и т. д. Автор четырех книг.

Элина Сухова

О семинарах молодых писателей, или Зачем все это нужно?

С 15 до 19 декабря 2021 года в Абрамцеве проходил Форум молодых писателей «От сердца к сердцу, от разума к разуму» Четверо суток непрерывного литературного счастья, 70 студентов, 18 преподавателей (в том числе Е. Попов, А. Переверзин, М. Гундарин, Е. Исаева, А. Аркатова, П. Крючков, простите, кого не назвала, но там такое созвездие!) Выступления И. Волгина, В. Куллэ и П. Крючкова. Слэмы и литературные игры. Прошел почти месяц, а ФБ все еще гудит от воспоминаний и впечатлений. Впереди публикации. Запас драйва на целый год.

Но речь даже не об этом. А о том, что звезды сошлись так, что как раз на момент проведения мероприятия Союза писателей Москвы «От сердца к сердцу, от разума к разуму», являющегося очередной реинкарнацией знаменитого Совещания молодых писателей (честно – мы сбились, какого по счету, и решили думать, что оно двадцатое. Но может, и двадцать первое?), в фейсбуке шла бурная дискуссия на тему «а кому они вообще нужны, эти обучающие семинары? Сделать человека писателем невозможно, талант не вложишь, следовательно – все это чистой воды профанация…» 

Ну-ну, думали мы, мучительно выбирая имеющуюся квоту в 70 студентов из пятисот с лишним поступивших заявок от самых-самых лучших, достойных, ярких, необычных, творческих… И чуть не плакала ассистент-отборщик прозы Екатерина Федорчук: «Ну как я возьму в семинар только 12 человек, когда у меня уже 20 замечательных авторов в очереди? Когда 185 заявок прочитано? Что, писать имена на бумажках и тянуть вслепую?» 

Вот так у нас всегда. Сюда рвутся, толкаясь локтями, молодые писатели со всей страны и прилегающих территорий, в прежние годы приезжали также из Германии, Израиля, Америки, но пандемийная неразбериха перекрыла такую возможность. И прорваться сумели лишь авторы из Узбекистана и Белоруссии. А по России – собрана вся география от Абакана до Калининграда. 

Что всем этим вполне сформированным, ярким, интересным авторам надо от семинаров? Сей вопрос я задавала участникам не раз. И у меня появилось ощущение, что, конечно, и возможность обсудить свои произведения с известными мастерами, и получить публикацию, и найти новые полезные знакомства в литературной среде – это все прекрасно. Но основное, пожалуй, – острая потребность людей, занимающихся «самой одинокой профессией» (ведь писателю вроде бы для работы ничего не требуется, кроме бумаги и ручки, а в современных реалиях – компьютера), в общении! Общение с себе подобными – это страшный дефицит. И именно глубокое, безысходное одиночество творческой личности толкает ее прорываться на такие вот мероприятия. Казалось бы, в любом самом мелком городке можно найти Лито: иди, жужжи, и вот ты уже не одинок…

А беда-то в том, что талантливый человек будет торчать в этом Лито, промеж прекрасных авторов, пишущих про «розы, слезы и морозы», словно Петр I из своего царского окружения – по пояс. И более того – неумолимый эффект Даннинга-Крюгера зачастую возносит в руководство любым местным «творческим объединением» именно тех изумительных персонажей, которые и считают «розы, слезы и морозы» высшей ступенью литературных свершений. И прицельно поднимают на щит творческие порывы именно такого уровня. Одновременно усиленно утаптывая все непохожее! 

А что же интернет? закономерно спросите вы. Неужели нельзя найти соответствующую своему уровню среду там? А вот тут-то, по моему разумению, и сидят в засаде те самые «обучающие семинары», на которые и ополчился ФБ. Да, те самые, где за умеренную плату вас обещают немедленно научить, как сваять продаваемый роман, как стать лауреатом поэтического конкурса «Новозадрищенская лира» или, на худой конец, – напечатать свою нетленку в «братской могиле» с другими «розами-слезами» и далее по списку. 

Нет, я не имею ничего против таких курсов. Они тоже нужны. Вот честно: если уровень творчества ниже плинтуса, а огонь, потенция писательства к крови кипит – что делать-то? Неутоленный огонь – вещь страшная! Он начинает сжигать владельца, он приводит к депрессиям и прочим алкоголизмам, он делает человека несчастным. Каждый имеет право на свой кусочек счастья. Человек пишущий – это вам не сантехник. Сантехнику не надо, чтобы установленным его руками унитазом восхищались и повсюду публиковали фотографии. Хотяяя… Ну, тоже приятно, да. Но не настолько остро-необходимо, как писателю. И если есть места, где писателю оказывают столь необходимую ему услугу по восхищению его творчеством и публикации плодов оного, – пусть они будут, я за. 

Однако, как мы все понимаем: те люди, что приезжают на наши Совещания, – это птицы совсем другого полета. И я очень рада, что мы можем дать им то, в чем они нуждаются. Ведь чем мощнее и ярче творческая личность, тем страшнее и больнее будет взрыв в случае, если она не получит того, что ей надо. 

Я не люблю взрывы. И готова положить все свои силы на то, чтобы Совещания Союза писателей Москвы – под любой эгидой, любым названием, на средства любых фондов – продолжались.