№7, 1966/Заметки. Реплики. Отклики

Жизнь и цитаты

ВN 9 журнала «Вопросы литературы» Б. Яковлев прокурорским тоном «разгромил» ряд рассказов о В. И. Ленине, в том числе и мой «Кремль», напечатанный в «Литературной России», N 4 за 1965 год.

Б. Яковлев в плену у цитат, но слеп и глух к живой действительности. Обратимся к фактам.

1. Б. Яковлев утверждает, что в моем рассказе «ложная документальность, не имеющая ничего общего с исторической правдой». Мой «Кремль» не историко-партийное исследование, а рассказ, где допустим художественный вымысел. Но сама жизнь создала такую яркую картину 12 марта и 4 – 5 мая 1918 года, что художественный вымысел оказался неуместным, невозможным. Нужно было точно записать «кусок жизни», что я добросовестно сделал. Поэтому описанные мною факты, исторические и бытовые детали, вплоть до «живых мелочей», которых не придумаешь, легко проверить по многим материалам. Например, по книге, недавно изданной, – «Из истории строительства Советской культуры. Москва 1917 – 1918 гг.» («Искусство», М. 1964), где собраны 212 документов и воспоминаний сотрудников Кремля в те годы. Подтверждается и книгой «Ленин в Москве» («Московский рабочий», 1957). Не противоречит и книге В. Бонч-Бруевича, которую цитирует Б. Яковлев. Но беда в том, что Бонч-Бруевич неточен. Например, рассказывая о 12 марта 1918 года, В. Бонч-Бруевич сообщает неверные показания (что отмечено сотрудниками ИМЛ): «Немедленно подымите над Кремлем красное знамя революции», – сказал я тов. Малькову, «Есть!» – ответил он мне по-матросски» (В. Д. Бонч-Бруевич, Избр. соч., т. III, Изд. АН СССР, М. 1963, стр. 159).

В другой книге читаем: «Не прошло и часа, как над Кремлем гордо взвилось красное знамя – флаг Советского государства» (В. Бонч-Бруевич, В. И. Ленин в Петрограде и в Москве. (1917 – 1920 гг.), Госполитиздат, М. 1956, стр. 16).

Но П. Мальков приехал из Петрограда только 20 марта. Флаг над Кремлем был поднят не ранее середины апреля, после постановления ВЦИК от 8 апреля 1918 года.

Первый приезд В. И. Ленина в Кремль того же 12 марта. Несомненно, он врезался в память Бонч-Бруевича. Но заглянем в его воспоминания.

«Владимира Ильича сопровождали Я. М. Свердлов, Н. К. Крупская и я». То есть приехали вчетвером. Так в книге, изданной Госполитиздатом, на стр. 15. А в книге, изданной Академией наук СССР, на стр. 157 читаем: «Часов в 12 дня мы подъехали с ним (с В. И. Лениным. – Н. В. -М.) вдвоем». Поразительная неточность Бонч-Бруевича!

Но я не исследователь – я свидетель.

В рассказе «Кремль» я описал только то, что видел и слышал и что относится к теме «Кремля». Поэтому ни Крупская, ни Бонч-Бруевич в рассказе не упомянуты.

2. Б. Яковлев заявляет, что «диалог о Толстом, якобы происходивший между Лениным и Н. Виноградовым-Мамонтом, широко известен и давным-давно опубликован В.

Цитировать

Виноградов-Мамонт, Н. Жизнь и цитаты / Н. Виноградов-Мамонт // Вопросы литературы. - 1966 - №7. - C. 161-164
Копировать