№2, 1993/Хроника

«Записки наблюдателя»

«Записки наблюдателя» – одно из многих литературно-художественных изданий русской эмиграции в Праге 20-х годов. Этот литературный сборник, как предполагалось, должен был издаваться не один год, но вышла лишь первая книга в 1924-м в Чешско-русском издательстве в Праге. Обещанная вторая книга не появилась. Редактировали сборник Д. Н. Крачковский и А. А. Несси. Кроме Крачковского, печатавшего собрание своих сочинений в семи томах, в плане издательства был и М. Алданов (его роман «Святая Елена, маленький остров» и историческое сравнительное исследование «Две революции»), С. К. Маковский («Критические очерки» – об искусстве и литературе), Н. А. Еленев (монография «Карлов мост»), П. А. Кожевников («Поэт и кукла»). Кроме монографии Еленева, все остальные книги вышли на чешском. Вступительную статью к книге Алданова написал известный историк А. А. Кизеветтер.

Литературный сборник «Записки наблюдателя» содержит поэзию, прозу, искусствоведческие, музыковедческие и литературоведческие статьи и рецензии. Самый ценный, бесспорно, отдел поэзии. Он, в сущности, выдержан в духе журнала «Аполлон». С. К. Маковский, бывший редактор «Аполлона», – один из авторов отдела. Открывается сборник четырьмя стихотворениями К. Бальмонта, скомпонованными почти драматургически, начиная со стихотворения «Нежужжащие» с мотивами ульев и пчел. Далее следует «Почему?», в котором присутствуют звуки разных инструментов и тишина, но уже со «скребетом» мыши, «Лезвие» с противопоставлением детства и «язвящего Змия», с резигнацией и, наконец, «От постели» с контрастом весны (природы) и авторской грусти.

Сергей Маковский здесь опубликовал шесть стихотворений символико-мистического характера: «Somnium breve», «Дышу тишиною собора», «Дремлют древние развалины», «Труден путь», «Стадами, врозь, неисчислимы…», «Как тело девушки…». Они полны пессимизма, напрасного желания ослепительной любви, мечтаний без надежды, мотивов смерти.

Марина Цветаева написала для сборника свои мини-циклы «Гамлет» (датировано февралем и июнем 1923 года) и «Федра» (март 1923 года).

Мотивами ненасытной любовной страсти, своим стремлением к полной жизни эти стихи выделяются из общей интонации отдела.

Стихотворения Ирины Одоевцевой (в эмиграции с 1923 года), написанные в прозрачной манере акмеистов, выражают настроения одиночества, неспособности справиться с бедой. Это мы читаем в стихотворениях «Встать в тишине», «Дождик сыпал…», «Прилетел огромный орел».

Здесь же опубликованы три декадентских стихотворения Александра Туринцева: «К колодцу», «С недавних пор мне чудится», «Оставят за собой лишь пепелища». У него преобладают мотивы ожидания прихода гуннов и «всеевропейской, последней Ходынки».

Сборник имеет кольцевую композицию: поэзией начинается и поэзией завершается. Этим завершением является поэма К. Бальмонта «Семисвечник рифмы» (7 частей), содержащая всеобъемлющую тематику страданий, сказочной мечты и любовной надежды (см. конец поэмы с бальмонтовской аллитерацией: «Любовь – и счастье льнуть любовно лицом до милого лица»).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1993

Цитировать

Заградка, М. «Записки наблюдателя» / М. Заградка // Вопросы литературы. - 1993 - №2. - C. 331-334
Копировать