№9, 1965/Мастерство писателя

Задачи романа

В последние годы ведется немало разговоров об исторической обреченности романа как литературной формы, о закономерном вытеснении его «литературой факта» – мемуарами, документальным очерком, документальными публикациями. Эта мысль отнюдь не нова. «Литература факта» бурно рвалась на смену роману еще в начале 30-х годов. Литература «бывалых людей», – по сути вещей, та же мемуаристика, – широким потоком пришла еще раз в нашу литературу в послевоенное время. Но «бывалые люди» – участники исторических событий – не ограничиваются ролью фактографов. Они тоже входят во вкус сочинительства, начинают производить отбор и трансформацию фактов, компонуют их в сюжетные связи, рисуют их при помощи обобщенных образов, то есть обращаются с историческим фактом так же, как художники-романисты, и в процессе этой работы из среды «бывалых людей» выкристаллизовываются профессиональные писатели. Так пополнились после войны ряды писателей бывалыми воинами.

Мемуаристика разных характеров и разных времен: воспоминания участников революции и гражданской войны, строителей первых советских пятилеток индустриализации, записки полководцев, летчиков, партизан, свидетельства узников фашизма, дневники и очерки военных корреспондентов, дипломатов, очерки журналистов о послевоенном восстановлении – все это ценнейшие, необходимые для истории советского общества материалы.

Но, несмотря на богатые урожаи «деловой» литературы, живо освещающей события века, и в нашей и в зарубежной жизни роман как жанр продолжает существовать и занимает прежнее место вопреки предсказаниям западных «авангардистов» и теоретиков «антиромана».

У нас после XX съезда партии, его великих исторических решений естественно возникла живейшая волна общественного интереса к животрепещущим вопросам современности. Она вызвала спад исторического романа. Мемуары, записки, размышления, документальные публикации потеснили роман. Однако его нельзя хоронить. Он продолжает свою жизнь, пользуется спросом читателей и вызывает их постоянный интерес.

Роман (я имею в виду роман-эпопею с историческим основанием в замысле) всегда является – в большей или меньшей мере, с различной степенью удачи – попыткой философско-исторического осмысления и обобщения действительности в масштабах эпохи или важнейших эпохальных событий.

Цитировать

Злобин, С. Задачи романа / С. Злобин // Вопросы литературы. - 1965 - №9. - C. 50-53
Копировать