№10, 1977/Советское наследие

Забота о духовных ценностях

Конституция СССР – воистину исторический документ, плод огромной работы государственной мысли партии, обобщающий гигантский социально-политический, экономический и духовно-нравственный опыт страны за последние четыре десятилетия созидания и развития.

Для нас, писателей, особенно важно включение в Конституцию специальной главы «Социальное развитие и культура», в которой говорится о том, что государство заботится о развитии образования, науки и искусства в нашей стране, что оно берет на себя заботу об охране и приумножении духовных ценностей общества.

Прошло всего шестьдесят лет – неполный средний срок человеческой жизни, – и наше общество, в соответствии с объективной закономерностью его развития, записывает на скрижалях своей Конституции заботу о духовных и нравственных ценностях личности как государственную заботу и государственную обязанность! Вот реальный гуманизм в действии.

Статьи Конституции, записанные здесь, с точки зрения человеческой, гуманистической как бы фокусируют те социально-нравственные итоги, которых мы, как общество, народ, страна, за эти десятилетия достигли.

Максимально кратко этот итог, очевидный для всех советских людей, можно выразить словами: «социальный оптимизм». Да, за шестьдесят героических лет советские люди, под руководством ленинской партии, смогли создать общество социальной справедливости и исторического оптимизма для всех, кто честно трудится и живет. Как неопровержимо свидетельствует Конституция СССР, это общество реальных социально-экономических и политических прав и свобод граждан, их обязанностей перед обществом.

Выразить в слове этот всенародный порыв в будущее, передать в полную силу и мощь исторический оптимизм нашего замечательного времени – долг и обязанность писателей.

Веры в будущее, спокойной уверенности в завтрашнем дне начисто лишен так называемый «западный», «свободный» в кавычках мир. Не от желания ли скрыть это, отвлечь массы людей от постоянной, изматывающей, доводящей до безумия нестабильности, неуверенности, не от сознания ли полной неизлечимости этого «больного общества» у идеологов и некоторых руководителей его развилась маниакальная, патологическая страсть: вместо того чтобы заниматься собственными проблемами, поучать других?! При этом все их истерически выражаемые «заботы» сводятся, собственно, к одному: добиться «права» и «свободы» для горстки отщепенцев легально заниматься антисоветчиной.

Но можно ли игнорировать при этом право и свободную волю 256 миллионов советских людей не принимать ни антисоветчины, ни антисоветчиков? Точно так же, как они не принимают, к примеру, порнографию, насилие, эксплуатацию и многое другое, вполне приемлемое для «свободного Запада»?

За пропагандистской шумихой, настоящей психологической войной, которую с такой настойчивостью и изощренностью ведет в последнее время наш идеологический противник, – корыстное и низменное желание: представить белое – черным, а черное – белым, перевернуть истину с ног на голову, оклеветать нас и обелить себя. Ради этого наши враги идут на прямую мистификацию и обман.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1977

Цитировать

Кузнецов, Ф. Забота о духовных ценностях / Ф. Кузнецов // Вопросы литературы. - 1977 - №10. - C. 37-42
Копировать