№3, 1969/В шутку и всерьез

Юмористические стихи Н. Олейникова

Николай Макарович Олейников, которому принадлежат публикуемые ниже юмористические стихотворения, проработал в литературе немногим более десяти лет.

Он оставил по себе добрую память. Его имя часто поминается в литературных мемуарах, посвященных людям и событиям 20 – 30-х годов. О нем тепло вспоминают Л. Пантелеев, М. Слонимский, Н. Чуковский, И. Рахтанов, И. Бахтерев, А. Разумовский и др.

В одной из глав своей последней, к сожалению, оставшейся незавершенной книги Николай Чуковский, между прочим, сообщает и о том, как пришел в литературу Николай Олейников. «Коля Олейников, – пишет он, – был казак, и притом типичнейший – белокурый, румяный, кудрявый… с чубом… Он был сыном богатого казака, державшего в станице кабак, и ненавидел своего отца… Родня его сочувствовала белым, а он стал яростным большевиком, вступил сначала в комсомол, а потом в партию».

К началу 20-х годов Олейников, давно порвавший всякие отношения с семьей и нашедший новую семью в комсомоле, вступил на стезю газетчика, журналиста. В 1923 году молодые ленинградские писатели Михаил Слонимский и Евгений Шварц познакомились с ним в Бахмуте (нынешнем Артемовске) в редакции газеты «Кочегарка». Они подружились, работая в этой газете, затем организовали в Донбассе литературный журнал «Забой». Когда Слонимский и Шварц вернулись в Ленинград, вскоре туда прибыл и Олейников. Он сразу был принят в среду детских писателей, группировавшихся вокруг С. Маршака. Он стал одним из организаторов и главным редактором журналов «Еж» и «Чиж», обращенных к детскому читателю. И на страницах этих журналов много писал под псевдонимом «Макар Свирепый».

Свирепого Макара, тексты которого сопровождались веселыми картинками, успела полюбить читающая детвора. Олейникова знали и ценили как «писателя для маленьких». И лишь сравнительно небольшой круг читателей знал его как поэта, создателя шуточных, иронических, часто пародийных стихотворений, как мастера рифмованных экспромтов и веселых поэтических мистификаций.

Между тем Макар Свирепый был и отличным, достойным широкой известности, виртуозным поэтом-юмористом. Некоторые из его стихотворений были опубликованы уже после его смерти и сразу привлекли к себе живой читательский интерес. Хочется надеяться, что и публикуемые ниже стихотворения Н. Олейникова представят этого поэта как своеобразную, талантливую творческую индивидуальность.

По самой своей натуре Н. Олейников был расположен к шуткам и мистификациям. Н. Чуковский вспоминает, что, приехав в Ленинград (который тогда именовался еще Петроградом), Николай Макарович привез с собой официальную справку, которая гласила: «Сим удостоверяется, что гр. Олейников Николай Макарович действительно красивый. Дана для поступления в Академию художеств». Справка была скреплена печатью и подписью. Она была результатом шутливой мистификации. «Олейников, – пишет Н. Чуковский, – вытребовал эту справку в сельсовете, уверив председателя, что в Академию художеств принимают только красивых. Председатель посмотрел на него и выдал справку».

Страсть к причудливой шутке, к литературной мистификации пронизывает и поэтическое творчество Олейникова. Многие его стихи «поданы» от лица некоего технорука Н. В них поэт как бы подхватывает традиции Козьмы Пруткова, – идя по его стопам, он создает своего рода собирательный социальный тип – воображаемого автора стихотворений, и насыщает «стихи технорука Н.» пародийными мотивами. У создателей образа Козьмы Пруткова автором стихотворений выступает директор пробирной палатки, у Олейникова технорук Н.

Цитировать

Дымшиц, А. Юмористические стихи Н. Олейникова / А. Дымшиц, Н. Олейников // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 234-238
Копировать