№3, 2010/Книжный разворот

Ю. Оклянский. «Бурбонская лилия» графа Алексея Толстого. Четвертая жена; Ю. Оклянский. Беспутный классик и Кентавр. А. Н. Толстой и П. Л. Капица. Английский след

 

Таинственное похищение, нити от которого тянутся на самый «верх», внезапно вспыхнувшая поздняя любовь, старинная драгоценная брошь, утерянная, чудесно обретенная и вновь канувшая в небытие, шпионский след, пристальный и злобный пригляд спецслужб, предательство и интриги… Нет, это не сюжет детективного романа. Не карманный бестселлер в яркой обложке. Перед вами два увесистых коричневых тома Ю. Оклянского, писателя, литературоведа, автора более чем двадцати книг. «Бурбонская лилия» графа Алексея Толстого. Четвертая жена» вышла пару лет назад, и вряд ли вы сегодня найдете в книжных лавках хоть один экземпляр этого сочинения. И вот ему вдогонку автор дарит нам свой новый труд, которому отдал он несколько лет жизни: «Беспутный классик и Кентавр. А. Н. Толстой и П. Л. Капица. Английский след». Развивая, ненадолго уходя в сторону и вновь закручивая главные линии, пунктиром намечая связи, очерчивая характеры и стирая недомолвки, Ю. Оклянский воссоздает портреты известных деятелей эпохи большого террора, рассказывает о событиях брежневского времени, порой переносится в наши дни.

Неужели чтение литературоведческого исследования может быть столь захватывающим? Реально существовавшие люди — писатели, поэты, политики, ученые, художники — становятся интереснее рожденных авторским воображением героев. Новое, или вернее обновленное литературное направление нон-фикшн постепенно завоевывает прилавки книжных магазинов и внимание читающей публики. Серые ЖЗЛовские тома, по корешкам которых еще недавно вы лишь равнодушно скользили взглядом, расхватываются как горячие пирожки. Книги Б. Сарнова, Д. Быкова, А. Варламова обсуждаются на читательских конференциях, на радио и телеэфирах. Читателю мнится, что в развлекательной легкой форме проще самообразовываться, ведь кто-то уже прочитал за него огромное количество пожелтевших журнальных страниц, горы мемуаров, разобрал полустертые строки документов и соединил все это под одной обложкой, издав или биографию, или историю встреч и разлук, или трагифарс отношений творца и власти.

Но «невымышленное» создает кроме всего прочего особый настрой в размышлениях об ушедшей эпохе, придает этакий горький привкус тому, о чем мы, как нам казалось, хорошо знали и вот открываем заново. За последние десятилетия чуть приоткрылись и снова захлопнулись двери архивов, ушли немногие, кто еще мог делиться воспоминаниями. Тот жадный, голодный интерес к не очень далекому прошлому, который охватил страну в начале Перестройки, либо стихает, либо вырождается в современное мифо- и кумиротворчество. Поэтому так важно, чтобы факты были правдивыми, память не подводила очевидцев, а желаемое не выдавалось за действительное. Даже вылезший из подошвы ржавый гвоздь должен быть подтвержден документально.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2010

Цитировать

Нежная, Ю. Ю. Оклянский. «Бурбонская лилия» графа Алексея Толстого. Четвертая жена; Ю. Оклянский. Беспутный классик и Кентавр. А. Н. Толстой и П. Л. Капица. Английский след / Ю. Нежная // Вопросы литературы. - 2010 - №3. - C. 490-493
Копировать