№2, 1969/Советское наследие

Ясное сознание братского единства

Искусство принадлежит народу». Этими словами В. И. Ленин выразил мысль, для искусства, в сущности, столь же важную, ЫЫ сколь важны были для науки о мироздании открытие закона всемирного тяготения и теория относительности. Подобно тому как в естественных науках эти законы позволяют объяснить всеобщие связи мироздания, так ленинская мысль позволяет определить всеобщие связи и закономерности в искусстве, открывая возможность по-новому взглянуть на исторические судьбы и роль искусства в жизни человечества.

«Искусство принадлежит народу. Оно, – поясняет Ленин свою главную мысль, – должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами, любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» 1.

Идея народности, так сформулированная, – это, в сущности, основное зерно эстетики, главная ее проблема (связь искусства с действительностью, искусство и общественная жизнь) и вместе с тем программа для самого искусства, определение главного направления его усилий идейных («объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их») и собственно эстетических, неразрывно связанных с решением задач эстетического воспитания народа («пробуждать в них художников и развивать их»).

Беседа, в которой В. И. Лениным были высказаны эти положения, состоялась вскоре после Великого Октября – революционного Переворота в «общенациональном масштабе», когда практически в деятельности Советского правительства уже раскрылось значение этой программы для трудящихся масс более чем ста наций и народностей страны, пробужденных революцией к «историческому творчеству». В этой программе было развито на новом этапе положение о литературе как неотъемлемой «части партийного дела пролетариата», сформулированное почти на пятнадцать лет раньше, когда российский пролетариат шел в первое сражение за народную власть. Теперь эта власть была завоевана, царская Россия, «тюрьма народов», стала свободной страной, и сознательный авангард пролетариата принялся за выполнение своей великой созидательной задачи – скрепить братский союз освобожденных народов и повести их на строительство нового, социалистического общества.

В дни первой русской революции В. И. Ленин провидел, как свободная литература, вдохновленная идеей социализма, будет служить «миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» 2. Теперь мечта становилась реальностью, а «миллионы и десятки миллионов трудящихся» получили возможность заговорить в литературе каждый на своем языке. Это было их законное, в победоносных боях революции завоеванное право, основанное на незыблемых принципах ленинской национальной политики. Уже 15 ноября 1917 года Советское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России», провозглашавшую равенство народов, отмену всех национальных привилегий, «политику добровольного и честного союза народов России», гарантию национальной самостоятельности и уважения к исторически сложившимся национальным традициям.

В 1919 году, отвечая на вопросы американского журналиста, В. И. Ленин разъяснял мировому общественному мнению принципы этой национальной политики: «Деятельность нашей Советской республики в Афганистане, Индии и других мусульманских странах вне России такова же, как наша деятельность среди многочисленных мусульман и других нерусских народностей внутри России. Мы дали возможность, например, башкирским массам учредить автономную республику внутри России, мы всячески помогаем самостоятельному, свободному развитию каждой народности, росту и распространению литературы на родном для каждого языке…» 3

Так принципы ленинской национальной политики, впервые сформулированные еще на II съезде партии, раскрывались и применительно к художественной литературе, развивающейся в многонациональном и многоязычном Советском Союзе. После смерти В. И. Ленина они стали его великими заветами для всех народов и сыграли основополагающую роль в формировании многонационального единства советской литературы и в ее развитии. Указывая на это их значение, А. В. Луначарский писал: «Конечно, вся великая ленинская национальная политика налицо, чтобы свидетельствовать, что, говоря о наших внутренних культурных задачах, мы отнюдь не имеем в виду только русский народ, но все многочисленные народы, составляющие великое братство СССР; и точно так же, говоря о литературе, мы имеем в виду литературу всех народов СССР, достигших высочайшего расцвета в результате ленинской национальной политики» 4.

Сегодня советская литература – беспримерное в истории мировой литературы многонациональное единство семидесяти четырех литератур. Сформировавшиеся на почве различных национальных художественных традиций, сохраняющие самобытность национального художественного мышления и опыта, все они устремлены к единому социалистическому идеалу, едины по творческому методу, по основным процессам развития. Как характерно для нашей современной литературной жизни, что Ленинских и Государственных премий СССР удостаиваются произведения, способные обогатить общую сокровищницу всей советской литературы! Авторы их – представители самых разных литератур. В 1968 году лауреатами Государственных премий стали Чингиз Айтматов за повесть «Прощай, Гульсары!» в Сергей Залыгин за роман «Соленая Падь». Высокое звание лауреатов Ленинской и Государственной премий присвоено не только русским писателям Михаилу Шолохову, Леониду Леонову, Николаю Тихонову, Константину Федину, но и украинцам – Максиму Рыльскому, Александру Корнейчуку, Михаилу Стельмаху и Олесю Гончару, белорусу Петрусю Бровке, казаху Мухтару Ауэзову, литовцу Эдуардасу Межелайтису, латышам Андрею Упиту и Вилису Лацису, аварцу Расулу Гамзатову…

Не только литературы с богатыми художественными традициями, но и совсем молодые, а то и вовсе не существовавшие до Октября, достигли больших успехов.

«Если бы написать историю советской литературы народов Кавказа, – заметил дагестанский поэт Эффенди Капиев, – она начиналась бы с песни о Ленине. Горцы, в большинстве своем не имевшие в прошлом письменной литературы, приобрели ее вместе с советской властью, вместе с именем «Ленин» 5.

Это же можно сказать о многих народах Севера, Дальнего Востока, Сибири, Поволжья, Средней Азии. Они как бы еще раз родились для новой духовной жизни, были призваны к созданию новой, социалистической культуры, искусства, литературы.

Напомним, что из ста с лишним народностей, населявших Российскую империю, большинство было почти сплошь неграмотным, а около пятидесяти совсем не имели своей письменности. Статистики подсчитали, что если бы неграмотность, например, таджиков ликвидировалась такими же темпами, как до Октября, потребовалось бы четыре с половиной тысячи лет, чтобы сделать весь народ грамотным. А ведь в данном случае речь идет о народе, имевшем свою письменность, а в прошлом и богатейшую поэзию. В Армении письменность возникла более пятнадцати веков назад. Между тем до Октября 90 процентов армян были неграмотными.

«…Миллионы мужчин и женщин, принадлежащих к различным национальностям и расам и стоящих на различных ступенях культуры, – все они теперь устремились вперед, к новой жизни. Грандиозна задача, стоящая перед Советской властью. Она должна за годы, за десятилетия загладить культурный долг многих столетий» 6. В трудах В. И. Ленина, в частности в докладе по национальному и колониальному вопросам на II конгрессе Коминтерна (26 июля 1920 года), обосновывается возможность перехода ранее отсталых стран «к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития» 7.

В Дагестане из тридцати национальностей ни одна не имела своей письменной литературы. Теперь здесь развиваются литературы на языках аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском… В начале 30-х годов нашего века возникла письменность, а потом и литература Тувы. В 40-х годах родилась литература народа коми, адыгейская и чукотская литературы. Этот процесс продолжается. Совсем недавно появилась первая художественная книга у народа нивхов, незадолго до Четвертого съезда писателей СССР (1967) родились юкагирская, ульчская, кетская и ительменская литературы. На территории нынешней Российской Федерации в царское время книги выходили на тринадцати языках, теперь они издаются на пятидесяти восьми языках.

Послеоктябрьское пятидесятилетие богато свидетельствами поистине поразительных перемен в судьбах народов СССР, в развитии национальных культур. Каракалпакия до Октября была сплошь неграмотной, сейчас это автономная республика сплошной грамотности со своей многожанровой национальной художественной литературой. Удэгейскую народность Октябрьская революция застала на этапе первобытнородового коммунизма. В 30-х годах у удэгейцев появились первые школы, а в 50-х – уже была своя национальная литература. Повесть удэгейца Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай» переведена на русский язык.

Докапиталистическую стадию развития застал Октябрь в Казахстане. И здесь культурной революции пришлось преодолеть «патриархальщину, полудикость и самую настоящую дикость» 8. Ныне Казахстан – передовая и в экономическом и в культурном отношениях союзная социалистическая республика. Казахская писательская организация насчитывала к Четвертому съезду писателей СССР 245 членов Союза и более 400 начинающих авторов.

Многонациональный советский читатель получил целую библиотеку казахских романов и повестей, которая за последние годы пополнилась такими интересными произведениями, как «Сумерки» А. Нурпеисова, «Буран» Т. Ахтанова и др.

В Киргизии, где до Октября национальная письменная литература была лишь в зачаточном состоянии, ныне успешно развивается не только поэзия, но и проза. Лучшие из произведений Ч. Айтматова, как и романы М. Ауэзова, переведены на многие языки народов СССР и ряд зарубежных языков, они свидетельствуют о художественной зрелости киргизской и казахской литератур, о их праве на место среди передовых литератур мира.

Таджики и узбеки – народы с великими поэтическими традициями. Но в XJX веке развитие узбекской и таджикской литератур почти приостановилось. Народы, давшие миру величайших поэтов Рудаки, Навои и ученых Авиценну и Улугбека, были обречены в царской тюрьме народов на неграмотность и бескультурье. Накануне Октября на нынешней территории Узбекистана только два человека из местного населения имели высшее образование. Детям трудящихся доступ в общеобразовательные средние и даже начальные школы был закрыт. За годы советской власти Узбекистан и Таджикистан (где были неграмотны 99,5 процента населения) стали республиками высокоразвитой культуры, науки и литературы. В Узбекистане на каждую тысячу человек населения – 112 студентов высших учебных заведений (в Иране – 3, в Швеции – 21, во Франции – 39, в США – 92). В Таджикистане студентов на каждую тысячу человек населения вдвое больше, чем во Франции, в три раза больше, чем в Италии. Удивительно ли, что в пооктябрьских условиях узбекская и таджикская литературы переживают процесс бурного возрождения и коренного обновления? Кроме традиционной для обеих литератур поэзии, здесь родились и драматургия и проза. Обе литературы уже внесли весомый художественный вклад в интернациональную сокровищницу искусства. И не только поэмами и книгами стихов Гафура Гуляма, Хамида Алимджана, Мирзо Турсун-заде, но и романами и повестями Садриддина Айни, Айбека, Абдуллы Каххара, Аскада Мухтара, Шарафа Раншдова…

Ускоренное развитие и молодых, и возродившихся после Октября литератур, рост художественного мастерства писателей и общего уровня литератур дает возможность к каждой из них подходить «без скидок», формирует единство основных тенденций художественного развития и общие для всех национально-самобытных литератур новые художественные традиции. «Культурная сокровищница каждой нации, – отмечено в Программе КПСС, – все больше обогащается творениями, приобретающими интернациональный характер».

  1. «В. И. Ленин о литературе и искусстве», «Художественная литература», М. 1967, стр. 668.[]
  2. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 12, стр. 104.[]
  3. Там же, т. 39, стр. 114.[]
  4. А. В. Луначарский, Статьи о литературе, Гослитиздат, М. 1957, стр. 38.[]
  5. Сб. «Горцы о Левине», Дагестанское книжное изд-во, Махачкала, 1960, стр. 8.[]
  6. »В. И. Ленин о литературе и искусстве», стр. 666. []
  7. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 41, стр. 246.[]
  8. Там же, т. 43, стр. 228.[]

Цитировать

Пархоменко, М. Ясное сознание братского единства / М. Пархоменко // Вопросы литературы. - 1969 - №2. - C. 11-26
Копировать