№3, 1977/Хроника

XIV толстовские чтения

Тула и Ясная Поляна давно уже стали не только местом усердного паломничества отечественных и зарубежных читателей и почитателей Льва Толстого, но и крупным научным центром по изучению его жизни и творчества. Вот почему ежегодно проводимые Тульским педагогическим институтом и музеем-усадьбой Ясная Поляна Толстовские чтения (они приурочены к 9 сентября – дню рождения писателя) привлекают к себе пристальное внимание общественности. По литературоведческим материалам Чтений издано шесть «Толстовских сборников».

XIV Чтения 1976 года проходили в преддверии знаменательной даты – 150-летия со дня рождения Л. Н. Толстого – и были особенно представительными: в их программе значилось свыше ста докладов. Помимо пленарных заседаний работало три секции: литературы, лингвистики, педагогики и психологии, в свою очередь разбитых на шесть подсекций.

Весьма разнообразная тематика 22 литературоведческих докладов и сообщений концентрировалась вокруг двух основных проблем: «Толстой-художник», «Толстой и русская литература». Вплотную примыкающая к ним третья большая проблема – «Мировое значение Л. Н. Толстого» – прозвучала в выступлении Т. Мотылевой (Москва), осветившей историю переводов «Войны и мира» за рубежом. По не очень новым и, возможно, неполным данным, роман-эпопея Толстого за истекшее столетие переведена на 37 иностранных языков, причем на некоторые – многократно, в частности на немецкий язык не менее 14 раз. Однако подлинно художественные переводы стали появляться сравнительно недавно, с 40 – 50-х годов.

Концепция человека в «Войне и мире» отличается многомерностью. В качестве доминанты П. Белов (Москва) выделил отношение к народу, к его жизни и запросам, к его подвигу во время вражеского нашествия. Народ – сила, не только действующая, но и формирующая человека в процессе драматической борьбы с социальными и нравственными пороками общества и личности.

Н. Манаев (Калуга) высказал предположение, что одним из источников заглавия «Войны и мира» мог быть диптих фламандского художника XVII века Давида Тенирса Младшего «Мир» и «Война».

Роль диалога в художественной структуре «Войны и мира» исследовала в своем докладе А. Сергейчева (Тула).

Г. Боева (Воронеж) отметила организующую функцию в сюжете «Анны Карениной» образа Стивы Облонского, который вместе с тем представляет тип людей патриархального склада, разрушающийся под натиском новой буржуазной эпохи.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1977

Цитировать

Нольман, М. XIV толстовские чтения / М. Нольман // Вопросы литературы. - 1977 - №3. - C. 308-309
Копировать