№1, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Высокая степень ответственности

Оглядываясь на путь, пройденный нашей литературной наукой за минувшие пять лет, можно с уверенностью констатировать: принятое в 1972 году Постановление ЦК КПСС о критике явилось фундаментом для углубленного, объективного и всестороннего изучения литературного процесса.

Лучшим работам, изданным в этот период, присуща истинная партийность, которая предполагает высокую степень политической ответственности, научную объективность и эстетическую глубину в исследовании литературы и отражаемых ею общественных процессов, не терпит никакого упрощенчества, примитивизма, лакировки и рассматривает явления во всей диалектической сложности.

Как отрадное следствие Постановления хочется отметить то, что в нашем литературоведении появляется все больше исследований ярких, полемически острых, ставящих новые проблемы или рассматривающих старые вопросы в свете новых достижений литературоведческой мысли.

И центральные – издательства «Прогресс», «Советский писатель», «Современник», «Художественная литература», и республиканские – «Айастан», «Дншро», «Ирфон», «Картя молдовеняскэ», «Кыргызстан», «Наукова думка», «Радянський письменник», «Сабчота Сакартвело», «Туркменистан», «Штиинца», и другие издательства вели активную работу по претворению в жизнь задач, намеченных в Постановлении.

Десятки новых изданий, посвященных самым разнообразным проблемам критики, литературоведения, эстетики, подняли эту область знаний на новую ступень.

Передо мной лежит список наиболее значительных сборников, монографий, исследований, выпущенных нашими издательствами за последнее пятилетие, – 101 название. Цифра показательная, не правда ли? Нам есть чем гордиться – проведена работа на весьма солидном фронте.

Этот фронт я условно разделил бы на несколько «участков», первостепенный из которых – конечно, общетеоретические труды по марксистско-ленинской теории литературы.

Высокий научный уровень таких книг, как «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» М. Храпченко, «Исторические судьбы реализма» Б. Сучкова, «Вопросы эстетики и поэтики» Ю. Барабаша, вышедших недавно работ М. Бахтина, Л. Овчаренко, Д. Маркова, свидетельствует об интенсивном движении современной литературной теории.

Значительно пополнилась за последние годы и вторая важнейшая группа изданий – я имею в виду критику буржуазного литературоведения и эстетики. В Постановлении указывалось, что критика все еще недостаточно активна «в разоблачении реакционной сущности буржуазной «массовой культуры» и декадентских течений, в борьбе с различного рода немарксистскими взглядами на литературу и искусство, ревизионистскими эстетическими концепциями». В последнее время вышли яркие, наступательные книги А. Беляева «Идеологическая борьба и литература», А. Дымшица «Нищета советологии и ревизионизма», Ю. Суровцева «В лабиринте ревизионизма» и др. В этих принципиальных и острых работах последовательно отстаиваются марксистско-ленинские взгляды на мировую литературу, разоблачаются различные буржуазные фальсификации отечественной классики и современной литературы социалистического реализма, дается марксистское истолкование творчества ряда сложных западных художников.

Значительное число изданных за обозреваемый срок работ посвящено современной русской советской литературе. Критики и литературоведы ставят самые актуальные вопросы жизни и литературы, исследуя наиболее значительные произведения советской прозы, поэзии, драматургии. «Рабочая тема», современное село, нравственные искания – трудно перечислить все вопросы, которые решает критика, анализируя произведения, например, К. Симонова и С.

Цитировать

Сахаров, А. Высокая степень ответственности / А. Сахаров // Вопросы литературы. - 1977 - №1. - C. 23-25
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке