№12, 1987/Хроника

Встречи сотрудников и авторов журнала «Вопросы литературы» с литературной и научной общественностью Воронежа

В начале марта нынешнего года бригада журнала «Вопросы литературы» совершила поездку в Воронеж – один из крупных исторических и культурных центров России, город, известный своими литературными традициями. Возглавил группу главный редактор журнала М. Козьмин, в ее состав вошли сотрудники редакции – Е. Осетров, Н. Анастасьев, Е. Сергеев, авторы журнала – критик и прозаик В. Гусев, поэт, переводчик и критик В. Куприянов.

За четыре дня пребывания в Воронеже группа провела встречи с писателями города и сотрудниками журнала «Подъем», со студентами гуманитарных факультетов и преподавателями филфака Воронежского государственного университета, с сотрудниками городской библиотеки. Главным событием, состоявшимся в период пребывания в Воронеже, стала конференция на тему «Поэзия и критика», прошедшая на филологическом факультете ВГУ.

Конференцию открыла заведующая кафедрой советской литературы филфака ВГУ Т. Никонова. Она коротко рассказала об истории факультета, о его сегодняшних задачах, а также о научной работе, которая ведется на семи кафедрах – трех лингвистических и четырех литературоведческих, затем представила гостей и передала слово Н. Анастасьеву.

Н. Анастасьев в свою очередь остановился на текущей деятельности редакции и ее ближайших планах. Он, в частности, сказал: «Одно из существенных направлений журнала – это теоретическое осмысление текущей литературы в ее наиболее заметных проявлениях». Однако при этом отметил, что сегодня, «к сожалению, нормальный диалог между литературой и критикой… пока еще налаживается с чрезвычайным трудом». Причин тому, по мнению оратора, две: во-первых, излишне «нервная» реакция на критику и, во-вторых, странное нежелание многих критиков высказываться как раз в то время, «когда открылась возможность говорить с максимальной мерой откровенности и прямоты».

Е. Осетров в своем выступлении обратил внимание присутствующих на следующий факт: большинство исследователей считают, что история литературы XX века началась не с 1900 года, а с 90-х годов XIX века. «Если подойти с такой меркой, то мы уже накануне 90-х годов, и практически наша сегодняшняя литература начала работать на новое тысячелетие». Это определяет особую степень ответственности за будущее и в то же время позволяет ретроспективно проанализировать некоторые явления литературного процесса в XX веке. Обернувшись назад, нетрудно заметить, что периодически высказывались суждения, согласно которым поэзия переживает кризис, но, как правило, суждения эти довольно скоро опровергаются новым подъемом, поэтому выступавший призвал воздержаться от однозначных и категоричных оценок состояния современной поэзии. Е. Осетров обратил внимание на то, что ныне выпускается слишком много поэтических книг, что, естественно, усложняет работу критиков поэзии. К тому же от критиков поэзии издатели, редакторы и сами поэты часто требуют откровенных похвал и комплиментарных оценок.

С развернутым докладом об истории советской поэзии, о ее современном состоянии, о новых задачах лирики и эпики, о соотношении традиций и новаторства в поэзии выступил профессор ВГУ, критик, литературовед, автор известных работ, посвященных творчеству советских поэтов, А. Абрамов.

Далее слово было предоставлено В. Гусеву. Он сказал, что, по его мнению, всей современной литературе «не хватает того, что Пушкин называл «тайной свободой». Раскрывая смысл этого выражения, критик показал, что оно включает в себя свободу от давления любых авторитетов, редакторских штампов, читательских предубеждений, включает оно в себя и представление об идеале как о норме в искусстве.

В современной поэзии, считает В. Гусев, «ощущается внутреннее собирание мускулов, напряжение внутренней энергии».

Цитировать

От редакции Встречи сотрудников и авторов журнала «Вопросы литературы» с литературной и научной общественностью Воронежа / От редакции // Вопросы литературы. - 1987 - №12. - C. 263-266
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке