№9, 1963/Зарубежная литература и искусство

Вопросы литературы в журнале «Презанс Африкой»

Журнал «Презанс Африкен» издается в Париже уже в течение пятнадцати лет. Ведущая тенденция журнала, несмотря на различие позиций публикующихся в нем авторов, – борьба против колониализма, за освобождение народов Африки и возрождение их культуры. Организаторы и активные участники его – политические и культурные деятели Африки, а также литераторы из Америки и Вест-Индии, которых объединяет с их африканскими собратьями общая борьба против колониализма и расовой дискриминации. В журнале выступают и ученые-африканисты из различных стран.

Наша задача – рассмотреть литературные материалы, опубликованные в журнале за последние два года. Отметим прежде всего крупные статьи, из которых две анализируют поэзию Сенегала, две – Анголы, одна – литературы стран Северо-Западной Африки и одна трактует общие вопросы.

Однако вопросы литературы затрагиваются также в ряде статей о культуре Африки. С них мы и начнем наш обзор.

Директор журнала Алиун Диоп провозглашает связь культуры и политики в статье, помещенной в N 41 (1962): «Защита и прославление своего культурного наследия» требуют «в качестве первого условия политической независимости». А. Диоп подчеркивает также, что участие в борьбе за национальную независимость делает литературу революционной, чуждой проявлений индивидуализма. А. Диоп справедливо возражает против требований некоторых известных западных африканистов «не компрометировать их науку политикой». К сожалению, однако, нельзя сказать, что принцип политической актуальности осуществляется достаточно последовательно на страницах журнала «Презанс Африкен».

В статье «Разговор о негритянском искусстве», помещенной в том же N 41, камерунский музыковед (живущий ныне в Париже) Ж. Б. Обама решительно критикует противопоставление «черной» культуры – культуре «белой». Обама заявляет, что «искусство и культура не различаются по цвету кожи», и в своей статье он отвергает не Запад вообще (как это делает А. Диоп), а «буржуазный индивидуализм, продуктом которого явилось «искусство для искусства». Однако Ж. Б. Обама, к сожалению, сводит источники всех ценностей африканской культуры к «общинной мистике», к религии.

О подлинных источниках духовных ценностей африканской культуры пишет историк из Верхней Вольты Жозеф Ки-Зербо в статье «Негро-африканская личность» (N 41). Возражая против туманного понятия «негритянской души», он говорит, что особенности негроидной расы Африки не исключительный сформированы «естественными и историческими условиями». В условиях жизни общества, в уровне техники, при котором требовался коллективный труд, Ки-Зербо видит основу коллективистского, чуждого индивидуализму характера африканцев. Этими условиями, как он считает, определяется и характер культуры, которой свойствен коллективизм. Так, в африканском театре нет пассивных зрителей, все – участники действия, а танец служит средством социального сопричастия.

Цитировать

Брескина, Ф. Вопросы литературы в журнале «Презанс Африкой» / Ф. Брескина // Вопросы литературы. - 1963 - №9. - C. 160-163
Копировать