Вопреки Чехову
Л. П. Громов, В творческой лаборатории А. П. Чехова. Учебное пособие для студентов-филологов, Изд. Ростовского университета, 1963, 175 стр.
Жанр исследований «творческой лаборатории писателя» отчетливо сложился у нас. Л. Громов не ставил перед собой задачу открыть какие-либо новые возможности этого жанра. Подобранный им обширный свод высказываний Чехова и его современников расположен в книге по рубрикам, подсказанным традицией работ о «творческих лабораториях».
Не претендуют на новизну и выводы, к которым приходит исследователь. «Чехов, – пишет он, например, – умел мастерски создавать небольшим количеством слов живые образы, отличающиеся большой обобщающей силой и пластической конкретностью» (стр. 29). Или: «Выразительные жизненные и психологические детали, богатая ассоциативность образов и глубокие подтексты в художественной ткани произведений Чехова свидетельствуют как об исключительном литературном мастерстве великого русского писателя, так и о его большом знании жизни и людей, о широком диапазоне интересов, об огромной эрудиции» (стр. 31). Бесспорность подобных выводов очевидна, однако разве нельзя сказать того же почти о каждом большом писателе?
Но если от учебного пособия и не обязательно требовать непременной оригинальности, то не менее ясно, что разговор о творческой лаборатории Чехова немыслим без глубокого понимания чеховских произведений, без правильного освоения самого исследуемого материала.
Характер же прочтения чеховского текста в работе Л. Громова нам кажется хотя и оригинальным, но вряд ли оправданным.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.