Воительница
Николай Сергеевич Лаврентьев – замечательный художник- оформитель и фотомастер. Долгое время работал в издательстве «Советский писатель», с особым энтузиазмом – над книгами по литературной критике и мемуаристике, стремясь каждую из них превратить в иллюстрированный альбом с подробной и точной документацией. Он по ею пору разрабатывает новые шрифты и книжные эмблемы. Автор множества выразительнейших фотопортретов писателей, ученых, художников. Его персональные выставки «Люди уходящего века» (ЦДЛ, 1996) и «Поэзия и фотография» (галерея «Тондо», 1998) стали событием в культурной жизни Москвы.
В 1999 году Н. Лаврентьев выпустил книгу «Люди уходящего века» (М., «Грант»), к сожалению, почти не дошедшую до широкого читателя. В ней две части. Первая – фотоальбом: портреты Слуцкого и Окуджавы (Булат сидит на заснеженной скамейке на Старом Арбате), Крученых и Твардовского, Анастасии Цветаевой и Эренбурга, Арсения Тарковского и К. Симонова… Часть вторая – воспоминания Н. Лаврентьева о детстве, о войне, о Полиграфическом институте, где он учился, о том, как породнился с А. Родченко, чья дочь, художница Варвара Родченко, вот уже больше полувека – спутница и соратница Н. С., о встречах с выдающимися современниками, о том, как трудно жилось и как вдохновенно работалось… «Можно долго разбирать сделанное им в жанре фотопортрета, где есть несколько первоклассных психологических портретов писателей и художников – наших современников, – написал о Н. Лаврентьеве выдающийся художник книги Владимир Медведев (1932-1999), а о лаврентьевской работе над изданиями, с блеском подготовленными в самые темные годы давящей цензуры и отсутствия достойной полиграфии, он же сказал: «Его работа на русскую литературу – спокойная, неторопливая, не обращающая внимания на указания и запреты сверху. Каждодневная, ежечасная работа на культуру, которую правильнее всего было бы назвать подвижничеством. Незаметные, вроде бы не на слуху и уж тем более не на виду, люди эти и есть те, на ком, как говорится, земля держится. Труд их, как правило, не заметен, разбросан по сотням книг, о них не пишут монографий и редко когда – статьи. Такова жизнь и судьба Николая Лаврентьева» 1.
В книгу «Люди уходящего века» вошло не все, что вспомнилось художнику, – многое осталось за пределами издания. В частности, мемуарный портрет Маэль Фейнберг (1925-1994), к которой с полным основанием можно отнести слова В. Медведева о подвижниках, на коих держится земля… Вот этот фрагмент.
Это было написано по просьбе Владимира Иосифовича Глоцера. Он готовил сборник памяти М. И.
- Владимир Медведев, Художник книги. – В кн.: Н. Лаврентьев, Люди уходящего века. Фотографии. Фотопортреты. Воспоминания, М., 1999, с. 25. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2002