№2, 1978/Жизнь. Искусство. Критика

Великий Октябрь и современный литературный процесс

«Незабываемые октябрьские дни всколыхнули всю планету. Началась новая историческая эпоха – эпоха революционного обновления мира, эпоха перехода к социализму и коммунизму. Начался путь, по которому сегодня идут сотни миллионов людей и по которому суждено пойти всему человечеству… – заявил товарищ Л. И. Брежнев на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховной? Совета РСФСР, посвященном 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, – Октябрьская революция, естественно, решала прежде всего проблемы нашей страны, проблемы, поставленные ее историей, ее конкретными условиями. Однако в своей основе это были проблемы не локальные, а общие, выдвинутые ходом общественного развития перед всем человечеством. И всемирно-историческое значение Октябрьской революции как раз в том и состоит, что она открыла путь к решению этих проблем и тем самым – к созданию на земле нового типа цивилизации».

Будучи главным социально-политическим событием нашего столетия, Октябрьская революция стала и важнейшим рубежом в развитии мировой культуры, наложила яркий отпечаток на судьбы искусства, определила решающие направления художественных поисков. Об этом говорили крупнейшие художники нашего столетия – Роллан, Драйзер, Шоу, многие другие. А критическая мысль стремится распознать объективные закономерности, конкретные пути воплощения идей Октября в эстетической практике мира. Этой проблематике посвящаются монографии, симпозиумы, «круглые столы». Своего рода итогом критических раздумий и обсуждений последнего времени стала трехдневная научная конференция «Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи», прошедшая в канун славного юбилея. В научной конференции, организованной совместно ИМЛИ и Союзом писателей СССР, наряду с известными советскими специалистами приняли участие также зарубежные гости – более двадцати видных литературоведов и критиков из социалистических стран. Особенностью конференции было своеобразное сочетание теории с практикой, выразившееся в том, что доклады ученых-филологов чередовались на ней с выступлениями крупных мастеров советской многонациональной литературы.

 

  1. РЕВОЛЮЦИЯ И КУЛЬТУРА

Октябрьская революция не только потрясла весь мир, – сказал на открытии конференции директор ИМЛИ член-корреспондент АН СССР Г. Бердников, – она положила начало процессу его великих революционных преобразований, резко ускорила ход мирового исторического развития. Вековая мечта человечества, гениальное научное предвидение основоположников марксизма-ленинизма воплотилось после победы Октября в реальном социализме. Всемирно-историческое значение опыта социалистического строительства — опыта претворения в жизнь идей Октября – особенно отчетливо проявилось в дни всенародного обсуждения и принятия новой Конституции Страны Советов.

Основной Закон первого на планете общенародного социалистического государства явил всему миру величественные итоги глубочайших революционных преобразований, свершенных советским народом под руководством Коммунистической партии за шестьдесят послеоктябрьских лет. Грандиозные события этих лет, весь ход современного мирового исторического развития служат подтверждением той непреложной истины, что будущее принадлежит коммунизму.

Положив начало эпохе перехода от капитализма к социализму в международном масштабе, Октябрь открыл и новую страницу в формировании человеческой культуры. Изучение новых процессов и явлений мировой культуры послеоктябрьской эпохи – задача всех общественных наук. Существенный вклад в исследование этой комплексной темы призвано внести литературоведение.

Великий Октябрь породил невиданный феномен в истории мировой культуры – советскую литературу. Чертам ее идейно-художественного новаторства посвятил свой доклад Г. Ломидзе. Советская многонациональная литература существует и развивается как литература нового социального и эстетического типа. Национальные литературы в СССР сближает единство цели, единство коренных идейных устремлений. Не утрачивая национальной самобытности и первоосновы, они одновременно выступают как литературы интернациональные по духу своему, по своей нравственной и социальной направленности.

Одно из проявлений обновляющей и возрождающей силы социалистических общественных отношений состоит в том, что при социализме происходит естественное включение каждой, даже самой малой, нации в общемировой культурный процесс. К октябрю 1917 года количество развитых национальных литератур в Российской империи не превышало двадцати. За шестьдесят послеоктябрьских лет цифра эта резко увеличилась. Многие литературы, обретшие жизнь только в условиях социалистической действительности, достигли ныне высокого эстетического уровня. То, что они не прошли, казалось, обязательные для «нормальных» европейских литератур этапы развития, не отразилось на их творческих качествах, на полноте, силе художественного мышления.

Быстрый, плодоносный рост литератур, сравнительно недавно не имевших письменных традиций, разумеется, нельзя рассматривать изолированно от общесоюзного литературного процесса, от их связей с литературами, обладавшими богатым художественным опытом. Возмужание в короткий срок юных по возрасту литератур было бы невозможно без всестороннего свободного обмена эстетическими ценностями. Особенно велика в этом отношении роль русской советской литературы, старшей по возрасту и всегда отличавшейся интернационализмом, гуманизмом, масштабностью.

Принципиально новая историческая общность, людей, рожденная и обретшая материальную плоть в социалистическом обществе, характеризуется органичной спаянностью социальных и национальных интересов, близостью во всех сферах жизненных проявлений, немыслимыми в условиях несоциалистического государства. На территории дореволюционной России тоже существовали различные национальные литературы. Однако уровень их взаимоотношений друг с другом носил принципиально другой характер.

«Многонациональная» в сочетании со словом «советская» приобретает иное, более высокое духовное и эстетическое значение. Многонациональность выступает как признак богатства равноправных, равнозначных литератур. В самом обозначении – советская многонациональная литература – отчетливо выступают ее новаторские черты. Это литература, утверждающая единый социальный идеал и одновременно неповторимая, самобытная, обладающая огромным разнообразием красок. Она смело, решительно, неотступно отстаивает и создает истинные гуманистические ценности, борется за лучшее в человеке.

Советская многонациональная литература встретила 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции в расцвете своих поистине неисчислимых, все возрастающих сил. Она не только правдиво отразила важнейшие процессы, происходившие в первой стране социализма, но и помогла созданию новых форм жизни, нового типа человеческих взаимоотношений. Советская многонациональная литература – это литература нового, социалистического мира, высоко поднявшая ценность, значение, величие человека, могущество его мысли и деяний, красоту его чувств, раздумий, переживаний. Это большое, жизнеутверждающее, многогранное искусство, живое, вечно развивающееся и обновляющееся. Искусство, сильное единством своих и общенародных устремлений, искусство, в котором за годы и десятилетия его развития сложились прочные идейно-эстетические традиции. Живыми носителями этих традиций выступают художники, на чью долю выпала великая задача строительства новой культуры и которые поныне выступают ее активными деятелями.

«Будучи одним из литераторов, давно живущих в литературе и помнящих, какой она была в 20-х, 30-х и 40-х годах, считаю нужным отметить, что в эпоху развитого социализма литературоведам и историкам не надо забывать того, что сегодняшнего «асфальта», по которому мы идем к коммунизму, не было под нашими ногами ни в 1917 – 1920 годах, ни в начале 30-х годов. Литература рождалась в борьбе, переживала различные беды, проливалась кровь, были тягостные страдания, огромные потери. Все это имело место. Литература на своем тернистом пути преодолевала тысячи препятствий… Мы переживали труднейшие исторические испытания, и не надо их замалчивать, потому что тогда теряется ощущение нашей огромной и радостной победы, к которой мы в итоге пришли», – сказал А. Сурков. Он же рассказал о беседах с А. М. Горьким и обрисовал его основополагающую роль в становлении молодой советской литературы.

Личными впечатлениями от встреч с Луначарским, Маяковским, Демьяном Бедным в литературной атмосфере первых послереволюционных лет поделился и другой старейший советский писатель – В. Катаев.«Мне хочется вспомнить, – засвидетельствовал он от имени своего поколения, – какую большую роль во всей нашей жизни играла Коммунистическая партия. Не все из нас были коммунистами, коммунистами стали потом, а в ту пору мы были сочувствующими, и широкое общение с настоящими коммунистами оказывало на нас огромное влияние, – тогда ведь не было молодых коммунистов, все были с дореволюционным стажем… Наше поколение выбрало путь советской власти и коммунизма. Мы любили Ленина и продолжаем любить советскую власть и партию – эту всегда твердую и надежную опору».

«Советская литература, советская поэзия всемерно содействовали и содействуют делу взаимосближения и культурного обогащения народов нашей страны» – так начал свое выступление И. Абашидзе, затронувший многие актуальные вопросы переводческого искусства. Грузинский поэт-академик отметил далее: «Не только люди, жившие до революции, но и мои сверстники хорошо помнят времена, когда не то что о литературах многих малых народов, но о существовании самих этих народов на «большой земле» не имели ясного представления. Одним из удивительных чудес XX века, чудес, Великим Октябрем порожденных, является как раз «обнародование» этих наций, их вывод на общечеловеческую арену, приобщение их литературы и искусства, их самобытных традиций к всемирному потоку культуры».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1978

Цитировать

От редакции Великий Октябрь и современный литературный процесс / От редакции // Вопросы литературы. - 1978 - №2. - C. 3-20
Копировать