№1, 1984/История литературы

Величие «ничтожного героя»

В последнее время были предприняты новые попытки систематизировать весь запас понятий – политических, исторических, философских и литературных, – так или иначе отразившихся в «Медном Всаднике» 1.

Накопленный материал дает основания заново очертить тот основной, центральный круг идей, в сердцевине которого возник замысел «петербургской повести». Речь идет прежде всего о рассмотрении замысла поэмы в связи с русской и европейской духовной ситуацией начала XIX века.

 

«БЕДНЫЙ ЕВГЕНИЙ» И ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Выбор героя – выбор жизненного материала. Он необходимо связан и с темой, и со стилем вещи.

Кто же такой для Пушкина «бедный Евгений»?

Осенью 1833 года, начав работу над «Медным Всадником», Пушкин не сразу решил для себя, какова социальная принадлежность его героя, и пробует разные варианты:

В то время молодой сосед

В то врем,я мой сосед-поэт

В то время добрый мой сосед

В то время молодой поэт

Вошел в свой тихий кабинет

Он был чиновник очень бедный

Безродный – круглый сирота

наш Герой

Живет в чулане где-то служит —

Каким-то юнкером-2

Совершенно очевидно, что резкие колебания в определении социального положения героя

– перемещения от «тихого кабинета»

до «чулана» – были бы невозможны, если бы бедность была для автора обязательным и определяющем качеством персонажа. Но судьбу героя явно определяло для Пушкина нечто иное.

Первый вариант поэмы о петербургском наводнении (публикаторы дали ей заглавие по имени главного действующего лица – «Езерский») Пушкин принялся набрасывать, судя по всему, в 1832 году. Поэма осталась неоконченной, Пушкин написал лишь один эпизод: молодой петербуржец возвращается к себе домой вечером накануне наводнения. Попутно Пушкин изложил историю рода Езерского – потомка варяжских вождей и русских бояр.

И здесь, как видно из черновиков, имущественное состояние героя не было для Пушкина ясно с самого начала. Он сперва делает Езерского великосветским денди, затем нищим чиновником, затем снова человеком «хорошего общества», наконец, окончательно поселяет героя в «конурку пятого: жилья». О нищем регистраторе говорится, что он человек одного круга с автором: «он мой приятель и сосед», «ни по лицу, ни по уму От нашей братьи не отличный». К тому же влюбленный чиновник оказывался сочинителем: «Свои статьи печатал он В «Соревнователе». (Прекратившийся сразу после восстания на Сенатской площади журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» был памятен читателям прежде всего активным участием в нем литераторов декабристского толка.)

Таким образом, достаточно ясно обозначается интеллектуальный слой, к которому принадлежал в сознании автора его коллежский регистратор Езерский. Речь шла о дворянине-интеллигенте.

«Медный Всадник» написан в ином ключе, чем «Езерский». Пушкин здесь отказывается от шутливой, иронической интонации, и ввиду этого многое в его замысле видоизменяется. Но герой остается прежним.

Родственная близость Езерского и «бедного Евгения» с полной очевидностью обнаруживается при чтении черновиков «Медного Всадника». Пушкин прямо прикладывает к Евгению строки, взятые из характеристики Езерского.

Ища прозвание для героя первой поэмы, Пушкин перебирает несколько звучных, нарочито литературных фамилий. Среди них – Зорин, Минский, Волин, а также фамилия, которую текстологи предположительно прочли как Чацкой. В конце концов герой был назван Иваном Езерским. Слово «езерский» – старинная форма слова «озерный». Езерский – то же, что Озерский. Измышляя фамилии для своих героев, Пушкин не раз образовывал их от «гидронимов» – то есть названий рек и озер (притом, что реальных фамилий, образованных от названий больших рек и озер, в русском языке нет). Таковы именно фамилии Ленский и Онегин. Можно думать,, что фамилия Езерский генетически связана с фамилией Онегин – это как бы ее перевод на разговорный язык, как бы реальная аналогия условному прозванию3.

Существенное указание на зависимость замысла «Езерского» от проблематики «Онегина» – это «онегинская строфа», которой написан «Езерский». В «Медном Всаднике» Пушкин счел нужным почти впрямую напомнить своим читателям о том, что «петербургская повесть» и «Евгений Онегин» – сочинения одного автора:

Мы будем нашего героя

Звать этим именем. Оно

Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно.

Сохранился беловой автограф первых строф «Езерского», куда Пушкин внес следующую правку: имя Иван заменено именем Евгений, а строки: «Отсель фамилию свою Ведут Езерские» заменены строками: «Отсель фамилию свою Ведут Онегины», и далее вместо «Тогда Езерские явились» Пушкин правит: «Тогда Онегины явились» 4. Переработку эту Пушкин не довел до конца; совершенно невероятным кажется предположение, что Пушкин хотел «добавить» эти строфы к «Евгению Онегину». Возможно, правка была связана с переработкой «Езерского» в отрывок «Родословнаямоего героя», напечатанный в 1836 году в третьем томе «Современника». Как бы то нибыло, Пушкин зафиксировал внутреннюю связь Езерского с Онегиным. И Езерский, и»бедный Евгений» были именно модификацией фигуры Онегина: не социальный, нодуховный уровень героя был четко выбран с самого начала.

Замысел поэмы от замысла романа отделяло десять лет. Времена изменились, иным сталгерой эпохи. «Бедный Евгений» – это Онегин, выросший в окончательно разорившейсясемье, не получивший наследства, а потому попавший в мелкие чиновники. Несходствонового героя с прежним подчеркивало резкий контраст двух десятилетий – 1820-х и 1830-хгодов. Наблюдая работу Пушкина над черновиками поэмы, нетрудно определить; в какомнаправлении шло уточнение биографии героя, какие ее черты Пушкин постепенно ипоследовательно нагнетает. В окончательном тексте по отношению к ранним вариантамрезко подчеркнута одна сторона жизни «бедного Евгения»: его зависимость от внешнихобстоятельств. Эта зависимость вводила интерпретаторов поэмы в соблазнпереносить на пушкинского Евгения посторонние литературные впечатления и ставитьего в привычный ряд «маленьких людей». Но суть того явления, которое было обозначено термином «маленький человек», – умаление и вконечном счете уничтожение личности жестоким укладом жизни. «Маленький человек» – персонаж, чья судьба предрешена его социальной ничтожностью. Здесь внешняянесвобода ведет к внутренней скованности. («Да ведь этот ваш несчастный чиновник, – говорил Белинский Достоевскому по прочтении «Бедных людей», – ведь он до тогозаслужился и до того довел себя уже сам, что даже и несчастным-то себя не смеет почестьот приниженности…» 5) С «бедным Евгением» все обстоит несколько иначе, и егоконфликт с действительностью развивается в иной плоскости.

При всей жесткой зависимости его существования от внешних обстоятельств жизни, онтем не менее остается героем «онегинского» склада – то есть человеком внутреннесвободным. Коренные «онегинские» черты – «гордость и прямая честь». Устраняя приметывнешнего сходства героя «Медного Всадника» с петербургским денди, Пушкин сближаетих, однако, по линии духовного подобия. Отсюда фамилия «Онегины» в рукописи»Езерского», отсюда намерение сделать нищего чиновника еще и поэтом (мысль, ккоторой Пушкин возвращается несколько раз, – вряд ли она могла возникнуть, если быречь в самом деле шла о ничтожном герое).

В заметках «О дворянстве», писанных в 30-е годы, Пушкин, между прочим, говорит:»Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)».Именно о высоких стремлениях героя «Медного Всадника» заходит речь при первомзнакомстве с ним читателя:

О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь…

И далее по ходу рассказа забота о «независимости и чести» оказывается главной заботойбедного чиновника. А сугубая внешняя подчиненность действительности при остромстремлении внутренне обособиться от нее – это именно та коллизия, которая присутствуетуже в завязке поэмы и затем становится движущей силой сюжета.

Такого рода разрыв между личностью и действительностью с середины XVIII веканепрестанно обсуждался в литературе и в конце концов сделался центральной темойевропейской мысли. На Западе эту тему на первый план выдвинули Руссо и Кант. ВРоссии среди самых значительных и влиятельных мыслителей, разрабатывавших ее, был вэто время Н. Карамзин.

 

«БЕДНЫЙ ЕВГЕНИЙ» И «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Родословная «бедного Евгения», судя по всему, была для Пушкина весьма важна. Изчерновиков «Медного Всадника» видно, что он думал каким-то образом ввести ее в поэму,использовав соответствующие строфы «Езерского». Однако, убедившись в том, что новыйзамысел не позволяет углубиться в предысторию героя, Пушкин сохранил лишь намек напринадлежность Евгения к старому русскому дворянству, а беглый иронический очеркрусской истории (данной как история одного дворянского рода, одной семьи) заменилссылкой на «Историю» Карамзина.

Той же болдинской осенью 1833 года, когда был написан «Медный Всадник», Пушкиноканчивал «Историю Пугачева». Начиналась работа над «Историей Петра», шлоосмысление русской истории непосредственно вслед за Карамзиным. Не только какисторик, но и в своей поэзии, прозе, политических трактатах Карамзин по-своему отвечална центральную проблему «петербургского периода» – проблему отчуждения личности отобщества. И этот ответ стал для Пушкина отправной точкой в его собственныхразмышлениях. «Медный Всадник» полон внутренними соприкосновениями и внутреннейполемикой с Карамзиным.

Появление имени Карамзина в начале первой части «Медного Всадника» – нечто большее,чем попутное, случайное упоминание: «под пером Карамзина» вставала эпоха, когдарусское дворянство «делало историю»; Пушкин повествует о том времени, когда потомкимогущественных бояр оказались вышвырнуты из истории – в департаменты, канцелярии, ввоенную службу, в безделье. «Усмирение боярства», превращение его в служилоесословие Петр завершил «железной», по выражению Пушкина, рукой. И нетерпимостьсамодержавного государства к любым формам общественной активности – нетерпимость,заложенная в петровских принципах строгой регламентации государственной жизни, – особенно откровенно проявилась после 14 декабря 1825 года, в николаевскоецарствование.

За несколько лет до «Медного Всадника» в мемуарной записи о Карамзине Пушкинизобразил историографа в двух эпизодах, высвечивающих «замечательные», как онговорит, черты Карамзина. Прежде всего дело идет о политических воззрениях писателя.»Однажды начал он при мне излагать свой любимые парадоксы.

  1. См.: Н. В. Измайлов, «Медный Всадник» А. С. Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения. – В кн.: А. С. Пушкин, Медный Всадник, Л., «Наука», 1978; Юрий Борев, Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника», М., «Советский писатель», 1981.[]
  2. Основной текст и черновики «Медного Всадника» и «Езерского» цитируются по изданию: А. С. Пушкин, Медный Всадник, Л., «Наука», 1978.[]
  3. См.: Ю. М. Лотман, Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Комментарии, Л., «Просвещение», 1980.[]
  4. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 5, М., Изд. АН СССР, 1943, с. 419.[]
  5. Ф. М. Достоевский, Полн. собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, Л., «Наука»,1983, с. 30.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1984

Цитировать

Гордин, М. Величие «ничтожного героя» / М. Гордин // Вопросы литературы. - 1984 - №1. - C. 149-167
Копировать