Вечно живые мысли
Труды классиков марксизма-ленинизма имеют свою замечательную судьбу. В короткий исторический срок великие и благородные идеи научного социализма завоевали сердца миллионов людей, навсегда вошли в их сознание, в их плоть и кровь. Овладев массами, они стали могучей материальной силой, преобразующей мир. Бессмертные идеи Маркса, Энгельса и Ленина живут в грандиозных делах советского народа, в мудрой и дальновидной политике ленинской партии, в мужественной борьбе коммунистов во всех уголках земного шара за светлое будущее своих народов.
Читая произведения классиков марксизма-ленинизма, поражаешься многосторонности их научных интересов, удивительной емкости, глубине и содержательности их теоретической мысли, органической связи их революционных идей с революционной практикой, с жизнью и борьбой трудящихся масс.
Книги Маркса, Энгельса и Ленина покоряют своим оптимизмом, неиссякаемой мудростью, духом творческих дерзаний. Великие мысли и идеи, заключенные в этих книгах, оказывают большое, плодотворное влияние на развитие советской литературы и эстетики. Говоря об эстетических и литературно-критических воззрениях классиков марксизма-ленинизма, нельзя ограничиваться их отдельными высказываниями о литературе и искусстве, о творчестве тех или иных писателей. Важные и интересные сами по себе, эти высказывания приобретают огромное значение в своей совокупности, в их нерасторжимом единстве со всеми сторонами цельного и стройного мировоззрения марксизма. Для правильного понимания литературно-критических оценок Маркса или Ленина необходимо проследить их связь с революционной борьбой пролетариата, с историческими и философскими основами этой борьбы. В этом смысле большой интерес представляют не только произведения классиков марксизма-ленинизма, но и их письма, в которых содержится множество ценнейших мыслей и наблюдений, касающихся различных областей идеологии, в том числе и литературы.
Статьи, заметки и письма к партийным товарищам и к родным, опубликованные в 36-м и 37-м томах Сочинений В. И. Ленина, обогащают наше литературоведение, помогают нам глубже понять процессы современной литературы и искусства.
Общеизвестно, какую выдающуюся роль сыграли в судьбах советского искусства и литературы гениальная ленинская статья «Партийная организация и партийная литература», статьи о творчестве Льва Толстого, высказывания В. И. Ленина о Горьком, о русской и зарубежной литературе, о различных вопросах культуры.
В богатейшем и многообразном ленинском наследии мы находим великие мысли о литературе как части общепролетарского, общенародного дела, о партийности и народности искусства, об особенностях социалистической литературы, об отношении к классическому наследству и многие другие.
В 36-м томе напечатаны статьи, заметки и письма, не вошедшие в 4-е издание Сочинений В. И. Ленина. Они охватывают период с 1900 по 1923 год и отражают деятельность Ленина на различных исторических этапах. В каких бы сложных условиях ни находился Ленин – в ссылке ли, в тюрьме, в далекой эмиграции, – он постоянно интересовался обстановкой и соотношением классовых сил в стране, положением дел в партии, настроениями рабочих, крестьян, интеллигенции и других слоев общества. Летом 1902 года В. И. Ленин обращается с письмом к искровцу И. И. Радченко, в котором пишет: «Уж очень обрадовало Ваше сообщение о беседе с рабочими. Нам до последней степени редко приходится получать такие письма, которые действительно придают массу бодрости. Передайте это непременно Вашим рабочим и передайте им нашу просьбу, чтобы они и сами писали нам не только для печати, а и так, для обмена мыслей, чтобы не терять связи друг с другом и взаимного понимания» (т. 36, стр. 86). Некоторое время спустя он пишет Е. Д. Стасовой: «Корреспонденции рабочие из Питера очень нужны: доставайте их ради бога усерднее, особенно о безработице, затем о впечатлении, производимом литературой» (т. 36, стр. 94).
В. И. Ленин, тщательно изучая русскую и зарубежную жизнь, горячо откликается на все то, что может быть использовано в социалистической пропаганде, в борьбе за сплочение революционных сил международного пролетариата. В небольшой заметке «Капитализм и женский труд», опубликованной в большевистской «Правде», Ленин говорит о трагедии трудящихся женщин, влачащих жалкое, полуголодное существование при капитализме и вынужденных нередко торговать своим телом. «И никакое «нравственное негодование» (в 99 случаях из ста лицемерное) по поводу проституции не сможет ничего поделать против этой торговли женским телом: пока существует наемное рабство, неизбежно будет существовать и проституция» (т. 36, стр. 194). С цифрами и фактами в руках В. И. Ленин раскрывает в своих статьях и заметках причины ужасающей нищеты народных масс в России. «…золотая река, – пишет он в одной из заметок, – льется в карманы капиталистов, составляемая миллионами ручейков невероятной нужды, нищеты и голодовки крестьян и рабочих» (т. 36, стр. 203). Внимание Ленина привлекают и всеобщая стачка бельгийских рабочих («Уроки бельгийской стачки»), и положение немецких металлистов («Об отпусках для рабочих»), и борьба французских социалистов, выступающих против союза с буржуазными радикалами (письмо «Из Франции»), и многие другие явления зарубежной жизни.
В разгар первой мировой войны, когда В. И. Ленин находился вдали от родины, в одном из писем он просил А. М. Коллонтай: «Пишите детальнее, конкретнее и чаще (если не едете в Америку) о том, каковы именно конкретные вопросы выплывают в России, кто их ставит, как, в каких случаях, при какой обстановке. Все это было бы крайне важно для издания листовок – дела насущного, Вы правы» (т. 36, стр. 307). В. И. Ленин глубоко интересуется конкретными фактами, рисующими обстановку на фронте и в тылу. Вот почему он обращается в это время к товарищам по партии и к родным с просьбой, чтобы они шире информировали его о настроениях рабочих, крестьян, военнопленных и т. п. Личные наблюдения Ленина, обильный фактический материал, который он черпал в русских газетах и в письмах из России, давали ему возможность делать теоретические обобщения и выводы, верно вскрывающие характер империалистической войны, и выдвигать конкретные задачи перед партией, собиравшей силы для нового штурма царизма.
Вынужденный долгие годы проживать за границей, В. И. Ленин внимательно присматривается к условиям жизни, быту и нравам различных народов, интересуется их национальной культурой. Общение с простыми людьми в Праге и Берлине, в предместьях Парижа и Лондона помогает ему глубже проникнуть в суть тех процессов, которые происходили за рубежом накануне и во время первой мировой войны.
До конца жизни не покидало великого Ленина страстное, пытливое, заинтересованное отношение к жизни, мыслям и настроениям простых людей. «Жизнь он любил, – пишет М. И. Ульянова, – во всех ее проявлениях и умел, как редко кто, широко наблюдать и изучать ее» (т. 37, стр. XXV).
Жизнь, со всеми ее конфликтами и противоречиями, со всей сложностью социально-политических отношений, была для Ленина школой борьбы за социализм.
В. И. Ленин всегда придавал огромное значение точным и бесспорным фактам. Жизненная правда воспринималась им как совокупность фактов, взятых в их диалектическом единстве, в органической связи части с целым. Он всегда видел внутреннюю связь, существующую между явлениями действительности, безошибочно прослеживал закономерности развития жизни.
Наши писатели должны настойчиво учиться ленинскому отношению к жизни, его умению отделять в ней главное от второстепенного, за правдой факта видеть правду целого, правду жизни. Кратковременные «творческие командировки» писателей на новостройки, в колхозы, на целину приносят известную пользу, но они не могут заменить повседневного серьезного и глубокого изучения писателями жизни во всех ее проявлениях и во всей сложности. А что значит изучить жизнь? Это прежде всего – хорошо и всесторонне знать разнообразные факты жизни, уметь их осмысливать с определенных идейных позиций, уметь по-ленински оценивать факты в их связи с целым, в их совокупности и делать правильные обобщения.
Попытки изображать в литературе жизнь сквозь призму односторонне подобранных фактов, вне связи этих фактов с общей картиной, с перспективами развития действительности, неизбежно ведут к поверхностным и нередко ошибочным обобщениям, к искажению жизненной правды. Здесь, главным образом, кроются многие причины известных промахов и недостатков нашей литературы послевоенных лет.
В одной из своих работ В. И. Ленин подчеркивал: «В области явлений общественных нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. Подобрать примеры вообще – не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, или чисто отрицательное, ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже» (т. 23, стр. 266).
Партия всегда призывала наших писателей к правдивому изображению жизни, к смелому обличению всего косного и отсталого, к борьбе за утверждение в нашей жизни положительного и светлого. Партия учит писателей и художников за отдельными фактами и примерами видеть жизнь в целом, понимать смысл, тенденции и перспективы нашего движения вперед. Только при этих условиях можно избежать односторонности и ошибочности в изображении советской действительности, советских людей.
Страстность и последовательность В. И. Ленина в борьбе за укрепление советского строя в нашей стране могут многому научить советских литераторов. Необходимо тщательно продумать ленинские материалы первых лет революции, от которых веет духом непримиримой борьбы за счастье миллионов людей, за будущее родной страны.
Во многих статьях, заметках и письмах, написанных В. И. Лениным в 1919 – 1922 годах, остро ставится вопрос о необходимости беспощадной борьбы с карьеристами и бюрократами, с комчванством и взяточничеством. «С произволом и отступлением от закона, – писал в то время Ленин, – наше правительство борется неумолимо» (т. 36, стр. 461).
В «Плане речи на II Всероссийском съезде политпросветов» (1921) В. И. Ленин, подчеркивая задачи политпросветов в условиях новой экономической политики, делает для себя пометки: «10. Взятка специально. Кто что сделал для борьбы с взяткой».
«10 bis. Бюрократизм и волокита». И далее: «Три врага: коммунистическое чванство – вот враг. Безграмотность. Взятка». А на полях своего плана рядом со словами «три врага» Ленин ставит: «22 (общий итог): «Четыре заповеди: (1) Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости; (2) ликвидируй безграмотность; (3) борись с взяткой; (4) проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства» (т. 36, стр. 506 – 507).
В. И. Ленин в фактах бюрократизма и взяточничества, безделья и отсталости, карьеризма и т. п. видел зло, мешающее укреплению Советского государства. Однако он не впадал в панику, не терял перспективы, а призывал решительно бороться со всеми этими явлениями, глубоко чуждыми природе советского строя, самого демократического в мире. За правдой отдельных фактов Ленин видел большую правду нашего века.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №9, 1957