№6, 1963/Мастерство писателя

Вечно живой Маяковский

В нынешнем году Владимиру Маяковскому – великому поэту революции – исполнилось бы семьдесят лет.

Как известно, Маяковский терпеть не мог юбилейного славословия. Он считал, что юбилей следует отмечать лишь как «подсчет работ», как «ремонт в пути, постоял – и дальше гуди», – только в этом случае, полагал поэт, юбилей имеет смысл и принесет пользу. Вот почему семидесятилетие со дня его рождения редакция решила использовать для того, чтобы выяснить, как сегодня воспринимается его драгоценное наследие.

С этой целью корреспондент «Вопросов литературы» А. Лесс обратился к ряду советских поэтов с просьбой ответить на вопрос: «Чем вам дорог Маяковский?»

Публикуемые в этом номере высказывания поэтов разных поколений, национальностей и творческих направлений свидетельствуют о непреходящем значении поэтических традиций Маяковского для сегодняшнего литературного развития.

 

Чем мне дорог Маяковский? Легко сказать! Да решительно всем, что он сделал для нашей культуры, нашей поэзии, нашего языка.

С той минуты, когда он понял, что «улица корчится безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать…», и нашел средства выражения для ее крика, и вплоть до последнего своего стиха и последнего, смертного часа Маяковский был и остается цветом и красой всей поэзии XX века, – мировой, не только нашей. Десятилетия его бессмертия (пока – «только десятилетия!) ничего у него не отняли, не стерли, не обесцветили.

Маяковский был, Маяковский есть, Маяковский будет.

Павел АНТОКОЛЬСКИЙ

  

* * *

Моя литературная юность прошла под властным влиянием Владимира Маяковского. Я навсегда полюбил его разговорную, трибунную стихию и лобовую атаку грозной «лесенки».

Пожалуй, никто в поэзии до и после него не был так демократичен и революционен.

Он поэт новой эры.

Виктор БОКОВ

  

* * *

Маяковский для меня, как и для большинства моих поэтических сверстников, является примером поэтической отваги в боях за новую жизнь.

Моя стихотворная технология внешне сложилась непохожей на маяковскую, но внутренне я стремлюсь следовать за Маяковским, подражаю ему, учусь у него публицистичности, прямоте, остроумию и нежности.

Сергей ВАСИЛЬЕВ

  

* * *

Правда, что поэзия Маяковского полифонична. Правда, что она громогласна. Но высшая правда состоит все-таки в том, что эта полифоничная и громогласная поэзия от начала до конца непримиримо революционна. Именно этот термоядерный двигатель поэзии Маяковского вынес ее на самую высокую орбиту века.

Николай ГРИБАЧЕВ

  

* * *

Я считаю Маяковского величайшим поэтом нашего века.

Я люблю его.

Я чувствую Маяковского моим поэтом как читатель, а как поэт я считаю его своим учителем.

Я мечтаю писать так, как писал Маяковский.

Наири ЗАРЬЯН г. Ереван

 

* * *

Он дорог мне прежде всего своей человеческой огромностью, своей искренностью. Он все принимал на сердце и говорил от сердца – говорил с неумолкающим долгим эхом на всю нашу страну – для всех и для каждого. Я – каждый. Потому я до сих пор слышу его, чувствую. Потому он близок мне и дорог.

Егор ИСАЕВ

 

 * * *

Маяковский не просто поэт-новатор, внесший великий вклад в сокровищницу нашей поэзии. Это – страстный глашатай нового мира, гордо пронесший свой революционный стих под знаменем партии Ленина. И теперь наша Родина богата большими талантами, но все же как не хватает нам его могучего, трибунного голоса!

Василий КАЗИН

 

* * *

Чем дальше уходит от нас в прошлое Маяковский, как человек, живший когда-то, – тем дальше он уходит в будущее как поэт.

Цитировать

Луконин, М. Вечно живой Маяковский / М. Луконин, Э. Межелаитис, А. Ковусов, В. Федоров, Н. Зарьян, Я. Смеляков, В. Казин, Р. Рза, С. Кирсанов, Е. Исаев, А. Прокофьев, А. Сурков, С. Васильев, А. Софронов, М. Львов, И. Нонешвили, Н.Н. Ушаков, В. Боков, Н. Грибачев, Р. Рождественский, Л. Мартынов, П. Антокольский // Вопросы литературы. - 1963 - №6. - C. 145-151
Копировать