№9, 1979/Жизнь. Искусство. Критика

В Совете по критике и литературоведению

Предметом обстоятельного обсуждения на очередном пленуме Совета по критике и литературоведению при правлении СП СССР стала работа редакции критики и литературоведения издательства «Советский писатель». Тот факт, что в повестку дня заседания был вынесен конкретный вопрос, позволил по-деловому, заинтересованно и конструктивно построить весь разговор, сочетать анализ выпущенных издательством книг с рассмотрением вопросов широкого методологического значения, выявить некоторые тенденции развития современной литературно-теоретической мысли, точнее представить себе ее состояние и основные направления. Ведь работа редакции в значительной мере является отражением реальной картины, сложившейся в критике и литературоведении сегодня.

Более семи лет прошло со дня постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». За эти годы заметно выросли возможности литературно-критического «цеха»: стали выходить журналы «Литературное обозрение» и «Литературная учеба», увеличилась площадь, отводимая под отделы критики в других периодических изданиях, обогатилась теоретическая база литературоведения и критики, повысился их научный уровень, интенсивно идет исследование актуальных проблем культуры развитого социалистического общества – словом, многое «сделано и делается для того, чтобы реально ответить на одно из важнейших требований, содержащихся в партийном документе: повышать идейно-теоретический уровень критики, ее активность и принципиальность в проведении линии партии в области художественного творчества, «способствовать расширению идейного кругозора художника в совершенствованию его мастерства», «сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетической взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творческим поискам».

Вместе с тем не могут не вызывать чувство тревоги некоторые тенденции и факты, все еще имеющие место в литературной жизни: Постепенно исчезает из обихода критики и литературоведения понятие «положительный герой», в рецензионных разделах не покончено с благодушием, комплиментарностью, завышенными оценками, ослабляется внимание к социальному анализу (особенно в работах молодых авторов). Вызывает законное беспокойство и язык критики, – и дело не столько в дурном «академизме», сколько в терминологической путанице, неточности, туманности, а ведь от умения владеть словом зависит нравственный авторитет критики.

Точные ориентиры на пути преодоления этих недостатков работникам идеологического и культурного фронта даны в недавно принятом постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». И хотя пленум Совета проходил до принятия этого важнейшего документа, оценивать его работу сегодня должно, исходя из тех высоких задач, которые сформулированы в Постановлении ЦК КПСС: «С задачами, которые партия ставит перед идейно-воспитательной работой, несовместимы встречающиеся еще боязнь открыто ставить на обсуждение актуальные вопросы нашей общественной жизни, тенденция сглаживать, обходить нерешенные проблемы, острые вопросы, замалчивать недостатки и трудности, существующие в реальной жизни. Такой подход, склонность к парадности не помогают делу, а лишь затрудняют решение наших общих задач. Там, где не в чести критика и самокритика, где недостает гласности в общественных делах, наносится прямой ущерб активности масс. А ведь именно в активности масс – важный источник силы социалистического строя».

И нужно сразу отметить, что критика и самокритика, о которых специально говорятся в Постановлении ЦК КПСС, – при общей положительной оценке работы редакции критики и литературоведения издательства «Советский писатель», – определяли тональность и обстоятельного сообщения заведующей редакции Е. Конюховой, и состоявшегося затем обсуждения.

– Редакция критики я литературоведения, – сказала в своем сообщении Е. Конюхова, – существует более трех десятилетий, и за» эти годы здесь выпущено более тысячи названий книг. Только в последнее десятилетие издано около восьмисот книг критиков, литературоведов, прозаиков и поэтов. Главная задача редакции – выпуск работ, отражающих актуальные вопросы современного литературного процесса, поиски и достижения советской литературно-теоретической мысли – прежде всего в исследовании проблем партийности, народности, социалистического реализма, классического наследия, мирового художественного развития. Большое внимание уделяется наиболее острым аспектам идеологической борьбы в области духовной культуры.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партий подчеркивается: «Сегодня мы можем сказать, что подход XXIV съезда к вопросам литературы и искусства полностью себя оправдал. Для истекших лет характерна дальнейшая активизация деятельности творческой интеллигенции, которая вносит все более весомый вклад в общепартийное, общенародное дело строительства коммунистического общества». Высокую оценку получили и книги, изданные «Советским писателем». В их числе: «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» М. Храпченко, удостоенная Ленинской премии, «Кровное, завоеванное» А. Метченко, «Исторические судьбы реализма» Б. Сучкова (обе получили Государственную премию), «Художественная правда и диалектика творчества» В. Новикова (премия имени Н. А. Добролюбова АН СССР).

Подробно рассказывая о работе редакции, Е. Конюхова специально остановилась на подготовке работ, освещающих современное художественное развитие:

– Социально-этическая проблематика, героизм советского человека, идейно-нравственный рост личности в условиях зрелого социализма, проблема нравственного выбора – темы книг Г. Ломидзе «Чувство великой общности», Б. Анашенкова «Этот простой сложный человек», Ф. Кузнецова «За все в ответе», В. Литвинова «Характер – это судьба». Но при издании такого рода книг редакция испытывает серьезные трудности. Не так просто заказать работы обзорно-теоретического характера, исследующие современную литературу в ее развитии и жанровом многообразии, с широкой постановкой важных проблем современного литературного процесса, и в первую очередь проблемы положительного героя. Причины здесь, вероятно, и в недостаточно активной организующей роли издательства, и в слабом внимании к подобным исследованиям самих критиков. Случается, что вместо заказанной книги предлагается сборник статей, сам по себе интересный, но не выполняющий задачу, поставленную перед его автором.

Решая проблему издания книг, утверждающих революционные, гуманистические идеалы искусства социалистического реализма, – сказала далее Е. Конюхова, – мы не могли забывать и о борьбе с различного рода антимарксистскими взглядами на литературу и искусство, реакционными эстетическими концепциями, о разоблачении сущности декадентских, модернистских течений в современном буржуазном искусстве. В этой связи необходимо назвать вышедшую двумя изданиями книгу «Идеологическая борьба и литература» А. Беляева, «Итальянские светотени» Ц. Кин. «Литературная борьба в ФРГ» В. Стеженского и Л. Черной, «Роман США сегодня» М. Мендельсона, «Что сохраняет время» В. Ивашевой. Большое значение для понимания отношений советской литературы, советских писателей с писателями социалистических стран и прогрессивными художниками мира имеет книга В. Озерова «Тревоги мира и сердце писателя».

Особого внимания, – подчеркнула Е. Конюхова, – требуют проблемы взаимосвязи и взаимообогащения братских литератур. Литературная наука и критика сделали большой шаг вперед в изучении этого круга вопросов. Редакция сумела вовремя ощутить необходимость издания книг, отражающих эти стороны развития многонациональной литературы. В течение последних пяти лет выпущено немало интересных работ: «Богатство романа» В. Оскоцкого, «Роман и современность» А. Бучиса, «М. Горький и духовное единение народов» Г. Гвенетадзе, «Чувство великой общности» Г. Ломидзе, «Родное и близкое» Л. Мкртчяна, «Современный молдавский роман» В. Коробана, «Огни истории» В. Захидова, «Вершины впереди» М. Каратаева и многие другие.

Процессы, протекающие в критике, – говорилось далее в сообщении, – в общих чертах соответствуют тем, которые происходят в самой литературе. А потому так велико количество книг, посвященных писателям, которые обращаются в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны. Исследуя драматические коллизии тех лет, писатели в меру своего таланта решают, важные и сегодня, вопросы, связанные с духовным обликом человека, его нравственной активностью, с соотношением личной и общей судьбы, с истоками героизма советского человека в дни мира и в дни войны. «Человек и война» А. Бочарова, «Лирика и эпос Великой Отечественной войны» А. Абрамова, «Ради жизни на земле» П. Топера, «Это наша судьба» Л. Лазарева, «Время не властно» Д. Ортенберга – эти книги уже были высоко оценены и критикой, и читателями; положения, высказанные их авторами, прочно вошли в научный и критический обиход.

Существенное место в работе редакции занимает публикация книг прозаиков, поэтов, драматургов, размышляющих над общетеоретическими проблемами, творчеством коллег по перу. Читатели уже получили сборники выступлений Г. Маркова, К. Симонова, О. Гончара, А. Прокофьева, М. Слуцкиса, К.

Цитировать

От редакции В Совете по критике и литературоведению / От редакции // Вопросы литературы. - 1979 - №9. - C. 126-139
Копировать