№4, 2008/Филология в лицах

«В природе ритмических процессов лежит число…». Переписка А. П. Квятковского и А. Н. Колмогорова. Подготовка текста и вступительная заметка И. Роднянской; комментарии И. Роднянской и В. Губайловского

Александр Павлович Квятковский (1888 – 1968), известный стиховед и упорный оппонент многих общепринятых в академической науке его времени представлений о природе стиха, к 1961 году, когда завязалась его переписка с прославленным математиком, академиком Андреем Николаевичем Колмогоровым, являлся создателем тактометрической теории стиха – начиная с работы «Тактометр» в сборнике конструктивистов «Бизнес» (1929), в чью группу он тогда входил, и вплоть до изложения окончательного варианта этой концепции в статье «Русское стихосложение» («Русская литература», 1960, N 1), посланной автором Колмогорову.
Тем, кто хотя бы немного знаком с системой А. Квятковского, которой он к описываемому времени уже дал название «Ритмология», легко понять, почему первые же популярно изложенные сведения о применении математических методов для изучения стиха привели Александра Павловича в радостное волнение.
Набрасывая предисловие к своей «Ритмологии русского стиха» (та самая рукописная работа, которую он, пока не именуя, упоминает в письме от 8 апреля 1961 года; она только сейчас, извлеченная из архива автора, готовится к печати и, надо надеяться, выйдет в этом году в издательстве «ИНАПРЕСС»), Квятковский писал: «Многолетняя работа по теории русского стиха показала, что ритмология стиховых форм – это проблема не только (а может быть, даже не столько) филологическая, сколько, скорее всего, физико – математическая». Этот его тезис был направлен против ученых, считавших, подобно Л. Тимофееву, что «нет ничего в стихе, чего бы раньше не было в языке», или, подобно М. Штокмару, полагавших: «Никаких новых элементов и признаков по сравнению с языком стихотворная речь не содержит». Квятковский же думал, что количественно – качественные ритмические процессы объективны и общи для всех явлений ритма; они не зависят от материи ритмообразования (в данном случае – словесной), хотя и не безразличны к ней. «Метрические формы стихов – прозрачны, они пропускают сквозь себя свет и цвет слова и мысли»; «В природе ритмических процессов лежит число, она математнчна и проста, как таблица умножения. Сложность механизма стиха – это сложность совместной работы ритма и слова». «В школе меня потрясла весть (именно весть!) о периодической системе элементов Д. И. Менделеева, который на основании ее рассчитал место и вес некоторых элементов, еще не открытых. В начале 20-х годов я был поражен, узнав о методе 10-летней работы Е. С. Федорова, который на основе законов геометрии (стереометрии) определил, исчислил и начертил проекции всех кристаллографических форм. Я мечтал, а потом бредил о том, чтобы способы исследования этих двух наших соотечественников в области физических наук каким-то образом – путем ли аналога, гомолога или просто сопоставления – применить в русском стихосложении, теория которого находится в состоянии невылазного примитива…». «В 1952 г. я обнаружил и записал систему контрольных рядов тактометрических периодов. Это открытие опрокинуло все, что я сделал до того…». (Все цитированные наброски взяты из архива автора.) Тут стоит заметить, что еще в 1932 году, после доклада, прочитанного Квятковским в Клубе федерации писателей, Андрей Белый назвал его теоретический замысел «периодической системой». Стиховедческие взгляды Квятковского, в соответствии с идеологией сталинской эпохи, подвергались в печати разносам как образчики запретного «формализма», и публикация статьи 1960 года в специальном журнале (в переписке с Колмогоровым исследователь упоминает о трудностях ее продвижения в печать) была для него огромным событием, возбудившим надежду на понимание и сочувствие коллег. Однако этого не произошло, и когда, спустя год после выхода в свет журнала со статьей, Квятковский, поклонник числа и исчислимое™ процессов ритмообразования, узнал о математическом «прорыве» в родной ему области, его надежды найти союзника – на сей раз в лице крупнейшего ученого – возобновились с новой силой.
Тут-то читатель публикуемой ниже переписки убедится, насколько надежды эти были необоснованны: корреспонденты говорят на разных языках и не могут переубедить друг друга, несмотря на предельную доброжелательность Колмогорова и попытки Квятковского сблизить его методы описания со своим терминологическим языком, – так что переписка драматически обрывается.
Дело, в частности, в том, что Колмогоров уверенно отправляется в своих квантитативных исследованиях от наработок «традиционного» русского стиховедения XX века, которому Квятковский полемически противопоставляет собственную методику описания стиховых метров и ритмов.
Напряженный диалог двух ярких умов не только представляет собой интересную страницу в истории науки о стихе, но и, как кажется, ставит перед современным читателем познавательную, гносеологическую проблему – проблему выбора между позитивным описанием феномена как такового и сопоставлением его с некими преднайденными «контрольными» образцами.
Письма А. Колмогорова публикуются по оригиналам (авторизованная машинопись), сохранившимся в архиве А. Квятковского; они испещрены карандашными пометками и маргиналиями адресата, в отдельных случаях воспроизведенными в комментарии. Письма Квятковского сохранились в том же архиве только в черновиках, расшифрованных для настоящей публикации.
Вступительная заметка И. Роднянской; комментарии И. Роднянской и В. Губайловского (последние отмечены инициалами «В. Г.» в скобках).

1
А. П. КВЯТКОВСКИЙ – А. Н. КОЛМОГОРОВУ
[8 апреля 1961]
Глубокоуважаемый Андрей Николаевич!
Я с живейшим интересом слушал вчера выступление Вашей талантливой сотрудницы Н. Г. Рычковой##Наталья Григорьевна Рычкова (Химченко) (1937 – 2007) – «старший преподаватель кафедры теории вероятностей, окончила механико-математический факультет Московского университета по кафедре теории вероятностей в 1960 году. Под руководством А. Н. Колмогорова занималась исследованиями, связанными с анализом статистики речи и математическими методами в стиховедении» (официальный сайт кафедры теории вероятностей механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – <http://www.math.msu. su/probab/> У. Н. Химченко – автор воспоминаний, готовящихся к публикации в «Новом мире» в конце этого года. Переписка Квятковского и Колмогорова относится ко времени наиболее интенсивных занятий Колмогорова теорией стиха и, в частности, стихотворным ритмом. Доктор физико-математических наук, профессор мехмата МГУ Владимир Успенский в статье «Предварение <…> к «Семиотическим посланиям» Андрея Николаевича Колмогорова» (в кн.: Успенский Владимир. Труды по нематематике. Т.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2008

Цитировать

Квятковский, А. «В природе ритмических процессов лежит число…». Переписка А. П. Квятковского и А. Н. Колмогорова. Подготовка текста и вступительная заметка И. Роднянской; комментарии И. Роднянской и В. Губайловского / А. Квятковский, А. Колмогоров, В.А. Губайловский, И.Б. Роднянская // Вопросы литературы. - 2008 - №4. - C. 5-37
Копировать