№6, 1975/Обзоры и рецензии

В перспективе всемирного литературного развития

И. Анисимов, Живая жизнь классики, «Советский писатель». М. 1974. 519 стр.

«Живая жизнь классики» – четвертая книга известного советского литературоведа, которого застала в живых лишь первая из них – «Классическое наследство и современность» (1960). Работая над этой первой книгой, И. Анисимов взял на себя нелегкий труд отобрать и заново отредактировать самое существенное из двухсот с лишним статей, созданных им за сорок лет исследовательской деятельности. В их числе – предисловия к собраниям сочинений Р. Роллана, Т. Драйзера и других классиков XX века, работы, опубликованные в коллективных изданиях ИМЛИ, статьи, разбросанные по многим литературным журналам и по газетным полосам. Задачей автора было объединить и систематизировать то, что существовало в разрозненном виде, сделать доступными для читателей выступления, которые ранее приходилось разыскивать в библиотечных архивах. Руководствуясь той же задачей, И. Анисимов подготовил к печати и свой второй, посмертно опубликованный, сборник – «Новая эпоха всемирной литературы» (1966), который явился продолжением предыдущего, – в нем речь шла уже не о предшественниках современного литературного процесса, а о его непосредственных участниках.

Вслед за этим томом вышла в свет под редакцией Е. Книпович сравнительно небольшая по объему книга «Мастера культуры» (1968). В нее были включены лишь четыре исследования, но именно те, в которых теоретическая мысль и богатая эрудиция И. Анисимова проявились с наибольшей наглядностью. Эти четыре статьи, посвященные А. Франсу, Р. Роллану, Т. Драйзеру и Г. Манну, вошли и в «Живую жизнь классики» наряду со многими другими работами автора.

Составителем рецензируемого сборника является Р. Анисимова – вдова ученого и его неизменная помощница на протяжении долгих лет жизни. Удачно отобрав наиболее ценное из трех предыдущих книг, она дополнила переизданное новыми материалами, занимающими в наследии И. Анисимова существенное место. К их числу относятся и посвященная Шекспиру статья «Жизнеутверждающий гуманизм», опубликованная в 1964 году на страницах «Правды», и статья «Революционная классика», первоначально увидевшая свет пятнадцать лет тому назад в журнале «Иностранная литература». Не было в предыдущих сборниках и программного выступления И. Анисимова «Наше понимание гуманизма», которым завершается рецензируемая книга и которое как бы обобщает и суммирует ее основную идейную направленность.

Статьи трех первых сборников сгруппированы вокруг конкретных проблем. Каждый из них охватывает литературу определенного исторического периода. «Живая жизнь классики» – книга более широкого профиля: на первых ее страницах говорится о Рабле, а на заключительных – о литературе наших дней. Очень многообразны и теоретические проблемы, которые в ней затронуты. Но материал расположен таким образом, что читатель получает возможность не только ознакомиться с творчеством ряда крупнейших западноевропейских и американских писателей, но и с литературоведческой концепцией автора в ее логической последовательности и цельности. Сборник свидетельствует о том, что автор успешно развивал в применении к современной литературной жизни то представление о мировом литературном процессе, которое он принял в наследство от Горького и Луначарского.

Здесь даны литературные портреты прогрессивных писателей Франции, Англии, Германии, Бельгии, США. Попутно, в порядке сопоставления, привлекаются имена, принадлежащие и многим другим национальным литературам.

Идеологической основой всех статей, посвященных литературе новейшего периода, является тема, которая в наши дни творчески разрабатывается многими исследователями Советского Союза и других социалистических стран1, но впервые прозвучала полным голосом в работах И. Анисимова. Это утверждение решающего воздействия Октябрьской революции на всю мировую литературу и связанное с этим признание широкого международного влияния многонациональной литературы СССР. Исходя из того, что «возникновение советской литературы было событием всемирно-исторического значения», он сопоставляет Маяковского, Шолохова, Ауэзова и многих других наших выдающихся соотечественников с передовыми зарубежными поэтами и прозаиками. Путем широких международных параллелей автору книги удалось выявить то общее, что роднит между собой революционных представителей разных национальных культур, и показать ведущее место литературы СССР в мировом литературном процессе. Особенно часто он обращался при этом к Горькому. «Приобретает особый размах влияние Горького во всем мире», – пишет И. Анисимов, подтверждая эти слова рядом конкретных примеров из литературной жизни Запада и Востока.

Все это позволяет обоснованно утверждать, что литература социалистического реализма в наши дни, развивается в международном плане, что «вопросы социалистического реализма становятся все более актуальными для всемирной литературы нашего времени». Автор доказывает, что социалистический реализм отнюдь не насаждается сверху, как до сих пор продолжают твердить наши идеологические противники, а является результатом закономерного исторического художественного развития, что социалистический реализм – не литературная школа с неизбежно ограниченной программой, это – новая ступень «в художественном развитии человечества». Кроме того, И. Анисимов, подчеркивая, что социалистический реализм «молод, но он уже имеет большую историю», дифференцирует специфические особенности отдельных стадий его развития.

Широта охвата литературы социалистического реализма дала И. Анисимову возможность уделить самое пристальное внимание не только ее единой идеологической сути, но и ее неисчерпаемому художественному богатству. Основным содержанием статьи «Революционная классика» является анализ романа А. Барбюса «Огонь» как произведения не только революционного по содержанию, но и новаторского по художественному выполнению.

Особый интерес в этом отношении представляет статья «Литературное творчество Джона Рида», где автор обстоятельным образом проследил и проанализировал творческий путь замечательного американского писателя. В статье убедительно показано, что книга Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир» ценна не только как первый развернутый отклик на Октябрьскую революцию прогрессивного зарубежного литератора, но и как высокое художественное завоевание. «Десять дней, которые потрясли мир» обычно назывались в нашей печати публицистическим очерком или репортажем, И. Анисимов же с полным основанием считает это произведение «великой книгой», «неувядающим эпосом великого времени» и утверждает, что Джон Рид на ее страницах «достигает подлинной эпичности художественного изображения».

Автор статьи не просто информирует читателей о том, что С. Эйзенштейн и Г. Александров использовали в некоторых своих фильмах наблюдения Джона Рида, но устанавливает общность эстетических принципов и художественных поисков мастеров революционной культуры.

Убедительно и обоснованно сформулирована на заключительных страницах сборника мысль о том, что социалистический реализм принес с собою «глубокие сдвиги в художественном развитии человечества». Этот вывод закономерно вытекает из конкретного анализа «Огня» Барбюса и «Трагической Америки» Драйзера, творческой эволюции Дж. Рида и И. Бехера в предыдущих статьях.

К изучению литературных памятников прошлого И. Анисимов пришел позже, чем к критическому разбору современных книг и к установлению исторического места и значения социалистического реализма в мировой литературе. Это во многом определило критерий, с которым он подходил к классическому наследию, это побуждало его уделять в своих работах большое внимание проблеме преемственности между художественными ценностями прошлого и передовым современным искусством – проблеме генезиса. Он был одним из первых советских литературоведов, утверждавших, что «правильное соотношение новаторства и классической традиции в литературе социалистического реализма представляет важнейшее звено нашей эстетики». Говоря о Рабле или Шекспире, И. Анисимов прежде всего ставил вопрос о неумирающем значении великих художников далеких эпох для нашего времени. «Современное понимание Шиллера, – говорится в начале статьи, посвященной этому писателю, – неотделимо от тех изменений в жизни всего человечества, которые совершаются в XX столетии». Поэтому во всех статьях сборника, посвященных классикам мировой литературы, главное внимание уделяется их народности и гуманизму, их непримиримому отношению к деспотизму – словом, всем тем могучим корням, которые и по сей день питают и обогащают духовную жизнь и культуру прогрессивного человечества. Особый интерес у автора вызывают те мастера культуры, которые, начав свой творческий путь в русле критического реализма (А. Франс, Р. Роллан, Г. Манн, Т. Драйзер) или даже символистской поэзии (Э. Верхарн), под воздействием революционной эпохи сближались и как мыслители и как художники с революционной, социалистической литературой. Исследователь неизменно прослеживает историческую преемственность и живые, плодотворные взаимосвязи между критическим реализмом и реализмом социалистическим.

Как в работах обзорного плана («Социалистический реализм и современная литература», «Наше понимание гуманизма» и др.), так и в статьях, посвященных отдельным писателям, И. Анисимов никогда не анализирует литературные явления как нечто замкнутое, обособленное. Каждое из них он сопоставляет с явлениями того же типологического ряда в других национальных литературах, а также с традициями, которые или им предшествовали, или были продолжены в процессе дальнейшего историко-литературного развития. В результате складывается стройная концепция развития всемирной литературы, бесконечно разнообразной и изменяющейся, полной глубоких внутренних противоречий, но представляющей собою нерасчленимый, диалектически взаимосвязанный процесс.

Место и значение конкретного литературного имени или направления в мировой литературе, а с другой стороны, возникновение мировой литературы из отдельных национальных потоков и творческих индивидуальностей – основное идейное содержание сборника «Живая жизнь классики». Резко критикуя модернистов разного толка и проповедников реакции, автор уделяет преимущественное внимание прогрессивным художникам. Он рассматривает историю всемирной литературы в перспективе ее фронтального развития в сторону социалистического завтра; «вопросы социалистического реализма становятся все более актуальными для всемирной литературы нашего времени», – подчеркивает он. Последняя книга И. Анисимова ценна также тем, что здесь впервые введен научный комментарий. Автор комментариев В. Балашов не только объясняет читателю, где и когда статьи сборника увидели свет, но и сообщает обо всех публикациях И. Анисимова на аналогичные темы. Вводная статья, также написанная В. Балашовым, представляет собой обстоятельный биографический очерк, в котором автору удалось воссоздать полный и многосторонний литературный портрет ученого-коммуниста, организатора советской науки и издательского дела.

Включенный в «Живую жизнь классики» иллюстративный материал – письма известных писателей разных стран, адресованные И. Анисимову, дружеские автографы на книгах и фотоснимках – наглядное подтверждение того высокого международного авторитета, который был им по праву завоеван.

  1. См., например, монументальный коллективный труд «Великая Октябрьская социалистическая революция и мировая литература» (М. 1970), где, помимо многих авторов из союзных республик, выступили литературоведы из восьми зарубежных стран.[]

Цитировать

Яхонтова, М. В перспективе всемирного литературного развития / М. Яхонтова // Вопросы литературы. - 1975 - №6. - C. 279-283
Копировать