№7, 1961/На темы современности

В обстановке творческого подъема

И то нового появилось в нашей жизни, в стиле нашей работы? Без ответа на такой вопрос сейчас нельзя понять положения дел в любой области хозяйственной, политической, культурной деятельности советского народа. И это вполне понятно: нынешний период общественного развития характеризуют бурные и благотворные перемены в жизни. Как много сделано в стране за годы после XX съезда КПСС и какие увлекательные перспективы откроет XXII съезд, который примет новую программу партии – программу построения коммунизма!

Думается, историки советской литературы должны будут датировать новый ее период XX съездом партии. В годы, прошедшие под знаком решений XX и XXI съездов, отчетливо проявились новые качества литературы, определенные самой жизнью. Углубленное решение тем современности, пристальное внимание к росту творческой энергии «простого человека», к его нравственному и духовному обогащению, смелость постановки больших проблем действительности, самостоятельность писательского поиска и возросшее чувство ответственности художника за то, куда он ведет людей, – вот что примечательно для наших дней. Конечно, у нашей литературы еще немало недостатков, предстоит большая работа, чтобы полностью удовлетворить возросшие запросы народа, но указанная партией главная линия развития – залог новых успехов и достижений.

Постоянная и целеустремленная работа Коммунистической партии с творческими кадрами литературы и искусства приобрела особый размах после XX и XXI съездов, поднята на новый, еще более высокий уровень.

Коммунистическая партия ориентирует творческих работников на активное вмешательство в жизнь. В нынешней исторической обстановке, когда в стране осуществляется великая программа коммунистического строительства, не могло быть для деятелей литературы и искусства лучшего творческого стимула, чем призыв «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», ставший названием программного партийного документа.

За последние годы многократно подтверждена эффективность той руководящей идеи, которой вооружила писателей партия, указав, что высшее общественное назначение литературы и искусства – поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма. О роли литературы в коммунистическом воспитании народа подробно говорил Н. С. Хрущёв в своем выступлении на встрече с представителями советской интеллигенции год назад – 17 июля 1960 года.

Призыв к нерушимой связи литературы и искусства с жизнью народа проходит красной нитью через замечательную работу Н. С. Хрущева «К новым успехам литературы и искусства», опубликованную недавно журналом «Коммунист».

«Нам нужны, – заявил Н. С. Хрущев, – такие книги, кинофильмы, спектакли, произведения музыки, живописи и скульптуры, которые воспитывали бы людей в духе коммунистических идеалов, пробуждали в них чувство восхищения всем замечательным и прекрасным в нашей социалистической действительности, рождали бы в людях готовность отдать свои силы, знания и способности беззаветному служению своему народу, желание следовать примеру положительных героев произведений и вызывали непримиримость ко всему антиобщественному, отрицательному в жизни. Нужны такие талантливые, яркие книги, которыми люди зачитывались бы, нужны такие фильмы, которые люди смотрели бы с удовольствием, нужна такая музыка, которую слушать было бы наслаждением.

Товарищи! Разве можно представить себе более почетную и увлекательную задачу, чем участие своими произведениями в великом деле воспитания убежденных и стойких строителей коммунистического общества, которых никакие враждебные силы никогда и ни при каких обстоятельствах не собьют с избранного ими пути борьбы за светлое будущее человечества, за счастье людей на земле».

Новый партийный документ воскрешает в памяти важные этапы борьбы за утверждение главной линии развития литературы и искусства. Прошлогодняя встреча руководителей партии и правительства с представителями интеллигенции была ярким, мобилизующим событием в жизни нашей научной и художественной интеллигенции. Ее участники вспоминают о многом: о дружеской, непринужденной обстановке, в которую сразу же попали гости; о замечательном радушии хозяев – с утра и до семи часов вечера они были с приглашенными, расспрашивали о жизни, работе, настроении; наконец, о состоянии взволнованного ожидания, владевшем деятелями литературы и искусства. Такое состояние вполне понятно: прошло три года после майской встречи 1957 года, три года большой и сложной работы, – как же будут оценены ее результаты?

Н. С. Хрущев словно угадал, о чем думают собравшиеся, и начал свое выступление с сопоставления двух встреч. Он вспомнил, какая была погода во время майского приема: молнии, гром, проливной дождь. Но «молнии сверкали и гром гремел не только в небе». Опираясь на это образное сравнение, Н. С. Хрущев говорил о том, что сама жизнь потребовала после 1953 года – в «период разборки и расчистки» – пересмотра средств вооружения, понадобилось убрать с пути отмершее и ненужное; кое-кто об обломки прошлого стал спотыкаться, мешать другим, вот тогда-то и понадобился большой, откровенный и острый разговор, который помог им правильно видеть действительность, замечательные изменения в нашей жизни. Все это освежило людей, им стало легче дышать, творить, бороться.

Хорошо дышалось художникам в освеженной озоном атмосфере. Хорошо работалось на путях, указанных партией. А результаты?

И вот Н. С. Хрущев говорит о том, что ЦК очень доволен положением в партии и стране. В достигнутых успехах большая роль принадлежит нашей народной интеллигенции, ученым, деятелям литературы и искусства.

Высокая оценка! Отвечая на нее аплодисментами, аудитория вместе с тем приветствовала» программу работы, изложенную в этой же речи. Нельзя, кстати, не заметить постоянного стремления Н. С. Хрущева поделиться с писателями перспективами страны, увлечь их этими перспективами. На совещании в ЦК в 1957 году, призывая быть ближе к жизни народа, он развернул перед деятелями литературы и искусства волнующую картину экономического и культурного строительства на ближайшие годы и поделился наметками предстоящей работы. А в 1960 году ученые, писатели, художники опять-таки одними из первых услышали о планах ближайшего двадцатилетия, которые ЦК намерен внести на обсуждение XXII съезда.

Что может быть увлекательнее поставленной перед литературой задачи – растить нового человека! Недаром Первый секретарь ЦК и Председатель Совета Министров СССР особо говорил о большой силе, которой обладают литература и искусство в художественном, эмоциональном воздействии на чувства и сознание людей.

О силе и глубине воспитательного воздействия советской литературы убедительно рассказывают люди разных поколений. Один из самых свежих примеров связан с именем Юрия Гагарина. Словно отвечая на сомнения, нужна ли поэзия в век атома, героический космонавт в первой же беседе с корреспондентами рассказал о своей любви к литературе. В числе любимых писателей он назвал Чехова, Толстого, Пушкина, а из советских авторов – Б. Полевого. «Мой самый яркий литературный герой, полюбившийся с детства, – заявил Юрий Гагарин, – это герой книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Я очень жалею, что мне никогда в жизни не доводилось встречаться с Маресьевым». Вскоре в «Правде» были опубликованы записки Юрия Гагарина «Дорога в космос», и снова рядом с «Казаками» Толстого, «Песней о Буревестнике» Горького, «Оводом» Войнич были названы произведения советских писателей, та же «Повесть о Настоящем человеке».

Очерки и корреспонденции в газетах также сообщают о литературных интересах Юрия Гагарина. Из «Комсомольской правды» узнаем о том, что незадолго до полета Гагарин читал «Реквием» Р. Рождественского; номер журнала «Юность», где напечатана поэма, бережно хранится на этажерке с его книгами. Перед стартом, когда завязался спор: какое музыкальное произведение взять на полигон, Ю. Гагарин назвал песню К. Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь!». И в полете его сопровождала поэзия; как пишут авторы очерка «Правды», он вспомнил стихотворение С. Есенина «Капитан Земли»; с песней Е. Долматовского «Родина слышит, Родина знает» космонавт пошел на приземление.

Нет, это не просто детали личной биографии героя. Эти факты рассказывают об огромном духовном богатстве, которым обладает советский человек, о том, как нужна ему поэзия и в повседневной жизни, и в момент подвига. Кому же не ясно, что в борьбе за такое всемирно-историческое дело, как построение коммунизма, будет непрерывно возрастать мобилизующее и воспитательное значение искусства социалистического реализма. Ведь сейчас практически поставлен вопрос о том, что зримые в облике передовиков черты человека коммунистического завтра надо сделать достоянием всего народа, что необходимо полностью искоренить в сознании людей пережитки старого, эксплуататорского мира.

Помогая писателям совершить решительный поворот к темам современности, повышать воспитательную роль их произведений, партия защитила литературу от нападок вражеской идеологии, ревизионизма, догматизма, от попыток отдельных идейно нестойких людей толкнуть литературу на неправильный путь, увести в сторону от главной линии развития. Коммунистическая идейность является могучим оружием в борьбе советских художников за социалистический реализм, против аполитичности, формализма, эстетства.

В партийных документах определены и основные задачи литературной критики, критерии ее подхода к современной литературе. Н. С. Хрущев указал, что литературная критика призвана активно помогать художникам создавать яркие и талантливые произведения о современности, всемерно поддерживать их в работе над этими темами, над созданием образов героических строителей коммунизма. Это должна быть внимательная и заботливая помощь товарищей по общему делу, кровно заинтересованных в том, чтобы автор правильно осмыслил явления действительности, развил свои сильные стороны, понял и исправил недостатки. Беспощадная и непримиримая к чуждой идеологии, наша критика обязана быть бережной и доброжелательной по отношению к честным советским писателям.

Н. С. Хрущев говорил: «Критика в том случае выполнит свое общественное назначение, если она будет всемерно поддерживать деятелей литературы и искусства в решении стоящих перед ними больших и важных творческих задач, в создании нужных для народа, глубоких по своему идейному содержанию и ярких по мастерству художественных произведений. Это совсем не следует понимать, как призыв к нетребовательному, невзыскательному подходу критики в оценке художественного качества произведений литературы и искусства. Наоборот, настоящая критика должна быть требовательной и взыскательной в отношении художественных достоинств произведений. Но мне хочется высказать пожелание о том, чтобы в критике полностью были устранены встречающиеся еще предвзятые, необъективные суждения о книгах, спектаклях, кинокартинах, произведениях музыки, живописи и скульптуры».

Пожелание это должно лечь в основу всей работы критики, тем более что на нашей памяти нередки случаи таких предвзятых оценок, при которых целиком отвергается произведение без анализа его сильных и слабых сторон, или же, наоборот, панегирических, захваливающих оценок. Предвзятая, необъективная оценка труда художников лишает их уверенности в работе; строгий же, но честный и справедливый разбор укрепляет в достигнутом, помогает преодолевать ошибки и создавать полезные произведения.

Нет сомнений, что принципы организации литературного дела, утверждаемые нашей партией, будут получать все новое и новое развитие во всей практической деятельности художников и критиков. Эти принципы являются реализацией и продолжением ленинской политики в области литературы и искусства.

У нас осуществлены указания В. И. Ленина о необходимости организовать «обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело» в тесной и неразрывной связи с работой партии. Советская литература стала частью общегосударственного, общенародного дела.

Цитировать

Озеров, В. В обстановке творческого подъема / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1961 - №7. - C. 3-17
Копировать