№8, 1965/Публикации. Воспоминания. Сообщения

В. Бонч-Бруевич о Ярославе Галане

Вскоре после трагической гибели украинского писателя-коммуниста Ярослава Галана, зверски убитого в его квартире во Львове 24 октября 1949 года украинскими националистами, воспитанными в клерикальной среде, Союз советских писателей Украины создал комиссию по литературному наследству покойного. В состав ее был введен и автор этих строк.

Мы знали, что при жизни Ярослава Галана на русском языке, к большому сожалению, были опубликованы только два его сравнительно небольших произведения – рассказы «На мосту» и «Кара». Русский читатель совершенно не знал ни блестящей, оперативной публицистической работы Галана – автора очерков и памфлетов о Нюрнбергском процессе, ни его атеистических произведений. Предстояло ликвидировать этот пробел.

В разгар работы мы получили письмо от Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича. Всем хорошо известно, что Бонч-Бруевич дружил с Владимиром Ильичей Лениным, был видным революционным деятелем. Однако не все знают, что в последние годы жизни Бонч-Бруевич был директором Музея истории религии Академии наук СССР, заведовал сектором в Институте истории Академии наук СССР и большое внимание уделял атеистической пропаганде. Он очень близко к сердцу принял весть об убийстве писателя-атеиста Ярослава Галана и написал нам. Завязалась оживленная переписка. Именно поэтому, опуская частности, мне хочется обнародовать те места из нашей переписки, которые могут представить интерес для изучающих жизнь и творчество Галана.

Среди материалов литературного архива Ярослава Галана, которые передала мне для перевода на русский язык и распространения вдова покойного писателя Мария Александровна Галан, был листок рукописи очерка Галана «Величие освобожденного человека». Этот очерк Ярослав Александрович писал для газеты «Известия» в соседней с его рабочим кабинетом комнате, когда вошли убийцы – попович Илларий Лукашевич и Михаил Стахур. Илларий Лукашевич, сев рядом с Галаном, заговаривал его «просьбами». Слева на письменном столе лежали разбросанные листки рукописи очерка «Величие освобожденного человека» и раскрытая книжка радиокомментариев Ярослава Галана «Фронт в эфире», изданная на украинском языке в Москве в 1943 году. В то время Галан работал военным радиокомментатором, парируя геббельсовскую пропаганду, вел передачи на оккупированную территорию. Тогда, в день его убийства, книжка понадобилась Галану для того, чтобы сделать выписки из его же, неизвестного еще русскому читателю, очерка «Левiне мiсто» («Львиный город»). Цитаты из этого очерка, опубликованного только на украинском языке, Галан вносит в свой новый очерк «Величие освобожденного человека».

В ту минуту, когда зашедший сзади Михаил Стахур стал наносить по голове писателя один за другим одиннадцать ударов топором, капли крови Галана забрызгали страницы его раскрытой книжки и листки рукописи – последнего произведения, лебединой песни смелого борца с фашизмом.

Этот документ – листок рукописи Галана со следами его крови – я и отправил Владимиру Бонч-Бруевичу по его просьбе.

24 ноября 1951 года получаю большое письмо, в котором, в частности, говорилось: «…Вы знаете, что на выставке в Ленинграде мы имеем особые стенды, посвященные Галану, куда поступят и Ваши присылки, так же, как и все то, что присылает Мария Александровна, которой прошу передать привет. Я ей недавно послал письмо. Начиная со второго сборника, мы дадим особый отдел Галану, его делу и его трагической смерти. Я уже писал Марии Александровне, что нам очень необходимо получить полностью речь прокурора, все показания свидетелей на суде, и, может быть, возможно было бы получить какие-либо документы из предварительного следствия, разоблачающие католических попов, Ватикан и бендеровцев как орудие католической пропаганды и диверсионной деятельности Ватикана через этих националистических бандитов и убийц. Если бы я знал, куда и кому писать в этот суд, который разбирал это дело, я тотчас бы написал и прокурору, и председателю суда. Прошу сообщить адрес суда, фамилию прокурора и куда ему писать. Мне прислали то, что было напечатано в «Львовской правде», но, к сожалению, там все сокращено, а хотелось бы опубликовать все в целости и документально.

Очень мне хотелось бы вовлечь Вас в это дело публикаций сведений о Галане. Было бы очень желательно, если бы Вы нам дали статью в 2 – 3 печатных листа, в которой сообщили бы краткие сведения о самом Галане.

Кратко об его всей литературной деятельности и подробно о всей его работе публицистической, пропагандистской и исторической, направленной к разоблачению Ватикана, его агентов на Украине, – разоблачению католицизма как такового и пр. и пр. с указанием всех способов борьбы Ватикана и его агентов с Галаном. Сюда должны войти:

Цитировать

Беляев, В.П. В. Бонч-Бруевич о Ярославе Галане / В.П. Беляев // Вопросы литературы. - 1965 - №8. - C. 169-173
Копировать