№1, 2005/Книжный разворот

В. А. Зайцев. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции

Классики авторской песни в историко-литературном процессе – таков общий сюжет книги, в которой В. Зайцев объединил новые и уже публиковавшиеся статьи. Сюжетную цельность им придает не только композиция (от биографических и творческих портретов в первом разделе – к исследованию истоков и контекстов в четвертом), но и жанровая проблематика, актуальная с начала исследовательского бума вокруг наследия бардов и ведущая в книге – от вопросов поэтики к вопросам традиции.

Уже в слове «От автора» понятие «жанр» выступает то в единственном, то во множественном числе: пограничная сущность явления позволяет говорить о нем как об одном из музыкальных жанров и воспринимать присущее ему словесно -жанровое многообразие.

Жанровая проблематика поначалу ненавязчиво проступает в наблюдениях над поэтикой войны. Исследование трансформаций в поэзии трех бардов мотива «маршальский жезл» (из песенки Ива Монтана) исполнено автором скрупулезно и доказательно. Но эта статья не столько о влиянии (в том числе жанровом) шансона на авторскую песню, сколько о ее стремлении отойти от официозной патетики войны и воплотить общенародный опыт через самосознание его частного носителя. Поэтика войны действует в широчайшем диапазоне: от интимно-лирических переживаний до философско-космического взгляда на «игры» детей Земли. По той же причине эта поэтика у Высоцкого (и Окуджавы) склонна к переходу за тематические границы и вторжению в любую тему, а следовательно, способна связать циклическими отношениями произведения про войну со стихами на другие темы. Большой военный цикл в поэзии Высоцкого, рассмотренный В. Зайцевым (статья с подзаголовком «Жанры и циклы…»), имеет весьма размытые очертания, а его внутреннее деление на «мини-циклы» может проступать явно и неявно.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2005

Цитировать

Шаулов, С. В. А. Зайцев. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции / С. Шаулов // Вопросы литературы. - 2005 - №1. - C. 368-369
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке