№5, 1994/В шутку и всерьез

Увиденное и услышанное (Из «Зеленых тетрадей»)

Интересно, когда появился у нас этот тысячекратно размноженный лозунг – в годы борьбы с «вредителями» на рубеже 30-х или позже, в пору изничтожения «врагов народа»? Примеров проявления той «бдительности» более чем достаточно. Для многих оказалась она роковой… Проявлялась «бдительность» выступлением на собрании, корреспонденцией или фельетоном в газете, тайным доносом и беседой «как на духу» с секретарем партячейки. Или с всегда готовым выслушать чекистом….

15 мая 1927 года «Ленинградская правда» напечатала фельетон «Академический ковчег». Автор бил тревогу: «Аппарат Академии Наук СССР не может… быть ковчегом для бывших». Газета обкома ВКП(б) случайно ничего не публиковала. То был сигнал к развертыванию так называемого «Академического дела». Соответственным образом его должны были воспринять и флотские чекисты: в то время все главные учреждения ВМС, Военно-морская академия и училища находились в Ленинграде. Бывшие офицеры флота России составляли в них большинство.

Процесс «изъятия» бывших офицеров, служивших в Красном флоте, шел после Октября непрерывно. Сам термин появился с рождением ВЧК. Пики «изъятий» пришлись на 1918 – 1919 годы, на 1921 год – весной расправа с «кронштадтцами», летом дело «ПВО», известное многим, потому что тогда в числе прочих был расстрелян Николай Гумилев, в начале осени – массовые аресты в Петрограде и Кронштадте, чуть позже – в Севастополе, Керчи, Феодосии и Мурманске. Тогда чекисты арестовали более 40 процентов служивших в Красном флоте бывших офицеров. В числе их оказался и бывший мичман, штурман линкора Л. С. Соболев. Освобождения многих «бывших» начиная с конца 1921 года удалось добиться командующему Морскими Силами Республики Э. С. Панцержанскому, старшему офицеру эсминца «Гром», погибшего в бою с германцами в Моонзундском сражении. С Октября старший лейтенант Панцержанский служил в Красном флоте. 25 декабря 1921 года главный комиссар Морских Сил В. И. Зоф писал: «Лично тов. Артузо- ву. Прошу принять меры к освобождению перечисленных в этом списке (24 человека) военморов, подлежащих освобождению… Об исполнении прошу уведомить для доклада тов. Троцкому» 1. В этом списке значился и Л. С. Соболев. Он был освобожден в 1922 году, вернулся в Петроград и продолжил службу в Морских силах Балтийского моря (МСБМ). Соболев оказался одним из немногих, получивших разрешение ВЧК служить на кораблях. Из 360 «бывших», арестованных осенью 1921 года, освободили 283. Но право служить на кораблях МСБМ чекисты предоставили лишь 37 из них2.

Следующий пик арестов бывших офицеров пришелся на 1929- 1931 годы. Впрочем, «изъятия» не прекращались никогда. В 20-е годы политуправление МСБМ дважды в год докладывало по своей линии «наверх» о сокращении в командном составе процента «классово чуждых», то есть бывших офицеров из дворян и почетных граждан. А снижался процент по «изъятию ГПУ».

Наступивший 1928 год открыл достопамятный период «великого перелома». 18 мая того же года начался более чем сорокадневный процесс «по контрреволюционному заговору в Шахтинском районе Донбасса». Потом, с конца 1929 – начала 1930 года, наступило время подготовки дела «Промпартии». Готовили его в Москве, а в Ленинграде формировалось так называемое «Академическое». И о том и о другом есть уже немало публикаций. Но нигде еще не сообщалось, что тогда же в Ленинграде чекисты трудились над делом «контрреволюционной монархической вредительской организации в Морских Силах». Состояло оно из трех дел-частей, и общее число осужденных по нему составило 120 человек. Проходило же по этому делу раза в два-три больше. Все они были бывшими офицерами – командирами Красного флота3. По одному из трех дел – «по контрреволюционному вредительству в МСБМ» проходил и заместитель начальника оперативного отдела штаба МСБМ Л. С. Соболев.

В отчете по боевой подготовке МСБМ за 1931 год читаем: «В начале текущего года… за контрреволюционную вредительскую работу были взяты ряд командиров флота – бывших старых офицеров, причем большое число пало на плавающий состав…» 4Например, из 12 командиров эсминцев «заменили» 10, из 9 командиров подлодок – 5##Арх.

  1. ЦГА ВМФ. Ф. Р-1сч. Оп. 4. Д. 32, Л. 124.[]
  2. Там же.Д.40.Л.12.[]
  3. Архив УМБР по СПб и ЛО, П-6592. Д. 13. Т. 13. Л. 250. (Далее -арх. УМБР.)[]
  4. ЦГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 943. Л. 5.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1994

Цитировать

Зорин, Л. Увиденное и услышанное (Из «Зеленых тетрадей») / Л. Зорин // Вопросы литературы. - 1994 - №5. - C. 324-343
Копировать