№8, 1964/Заметки. Реплики. Отклики

Уроки прошлого

Как и всякое жизненное явление, явление прогресса сложно и противоречиво; это проявляется, в частности, в том, что движение вперед в одной или нескольких областях культуры нередко сопровождается определенными «потерями», которые восполняются с течением времени.

Это относится и к прогрессу в науках. Успехи точных наук и содружество, взаимодействие их с другими областями знания – явление, имеющее великий прогрессивный характер. Однако и здесь есть свои «издержки». Речь идет о том, что в последние годы, в связи с распространением математических методов исследования на сферу общественных наук и даже на область художественного творчества, возродились сомнения в специфическом значении для искусства художественного образа. Делаются попытки в качестве отличительной особенности искусства выдвинуть другие моменты, которые были бы более доступны изучению методами точных наук. Художественный образ в качестве специфического момента заменяется «переживанием», «выражением», метафорой, абстракцией, конструкцией произведения. Для исследования явлений искусства привлекаются в качестве основных, главных приемы психологии, метод аналогии и пр. Социальное содержание искусства, эстетическая идея отодвигаются при такой методологии на задний план. Новаторство «века техники» толкуется как разрыв с вековыми традициями реалистического искусства.

Все эти «новации» кажутся открытиями только на первый взгляд. Это убедительно показано Л. Денисовой в статье «В. И.

Цитировать

Петров, Б. Уроки прошлого / Б. Петров // Вопросы литературы. - 1964 - №8. - C. 167-168
Копировать