№2, 2025/Поэтика жанра

Умный смех. Идиостиль Константина Симонова — поэта глазами пародистов

DOI: 10.31425/0042-8795-2025-2-95-112

Вера в эвристические возможности пародии, ее способность становиться исследованием поэтики, по степени ясности порой опережающим литературоведческий труд, неоднократно высказывалась отечественными исследователями. После расцвета жанра и его продуктивного осмысления в 1920-е годы внимание ученых вновь обращается к пародии в 1960–1970-е; страницы журнала «Вопросы литературы» становятся площадкой для дискуссий о возможностях жанра. Поддержку получает тезис Л. Гроссмана, утверждавшего, что пародия, «несомненно, является творческой оценкой словесного искусства» [Гроссман 1930: 39–40].

Б. Сарнов уточняет: «Пародия — это форма литературной критики. Я бы даже добавил: самая действенная, самая разительная ее форма» [Сарнов 1984: 108].

В. Новиков, предложив классификацию пародий по задачам, наряду с критической разновидностью выделил синтезирующую. Ее роль — «изображение пародийными средствами неповторимого своеобразия, стиля произведения, к которому она обращается. Творческим стимулом создания такой пародии служит не критическое отношении к объекту, а непосредственный художественный интерес к нему, острое ощущение характерности, желание синтезировать с помощью пародии свое представление о творческой индивидуальности автора» [Новиков 1976: 193]. Хотя отграничить критику от изучения подчас оказывается непросто, для нас важен взгляд на пародию как на тип высказывания о художественной манере другого автора, высказывания, сделанного также на языке художественном.

Изучение пародий на стихотворения Константина Симонова, предпринятое в статье, преследует сразу несколько целей. Стиль Симонова-поэта до сих пор не исследован в должной степени. Одна из самых убедительных попыток выделить константы его манеры принадлежит З. Паперному [Паперный 1983]. Множество значимых наблюдений содержат работы Л. Лазарева [Лазарев 1982]. Безусловно, стремясь дополнить представление об идиостиле Симонова через анализ пародий, мы избираем окольный путь. Однако мастерство пародистов и сам способ не столько рационального, сколько интуитивного постижения творчества поэта могут осветить неочевидные черты в его манере. Интересно, что автор одной из пародий — Лазарев — был наиболее чутким исследователем творчества Симонова. И его пародия может служить в некотором роде
дополнением к тому, что написано им как литературоведом. Кроме того, пародисты производят собственный отбор произведений, чуждый официоза и идеологических посылок. И в этом смысле пародии 1950–1970-х годов опираются на подлинную читательскую рецепцию (ибо почерк писателя должен быть узнаваем для большинства) и позволяют воссоздать писательскую репутацию Симонова.

Число пародий на поэзию Симонова довольно невелико. Нам удалось обнаружить девять пародий и еще несколько произведений, которые в той или иной степени также ориентируются на воссоздание стиля поэта, но представляют собой смежные жанры — эпиграмму и стихотворную критику1А. Раскин (впервые в соавторстве с М. Слободским) и В. Бахнов обращались к творчеству Симонова дважды. Одну пародию создал Б. Кежун, еще одну — творческая группа Л. Лазарева, Ст. Рассадина, Б. Сарнова и эмигранта А. Баскова. Два произведения остались анонимными. Значимо, что пародии публиковались как в советских журналах («Крокодил», «Красная новь»), так и в зарубежной газете «Новое русское слово».

Две первые пародии на Симонова появились еще до войны, остальные же создавались с 1946 по 1980 год (хотя точный год создания установить не всегда возможно). Любопытно, что две из немногочисленных пародий представляют собой вариант лермонтовского «Паруса» (созданы Бахновым и Басковым).

Объект пародирования практически не выходил за границы стихотворений, созданных в годы войны, и не распространялся на политическую поэзию Симонова конца 1940-х — первой половины 1950-х годов и тем более на его позднейшие произведения. Отметим, что и создающиеся по сей день перепевы избирают объект в этих рамках. Наибольшую популярность, как и следовало ожидать, у создателей перепевов имеет стихотворение «Жди меня», а вот пародисты не покусились на всенародно известное стихотворение.

Первая пародия, опубликованная Раскиным и Слободским, обращена на поэму «Ледовое побоище» (1937) и носит название «Стиховое побоище». Необыкновенная сила героя Симонова, сила физическая и сила ненависти, проявляется в том, что Онцыфор продолжает схватку после многочисленных ранений:

С ладони кожу обдирая,
Пролез он всею пятерней
Туда, где шлем немецкий краем
Неплотно сцеплен был с броней.

И при последнем издыханье,
Он в пальцах, жестких и худых,
Смертельно стиснул на прощанье
Мясистый рыцарский кадык.

И без того гиперболизированную стойкость пародистам приходится подводить к границам фантастики. С созданной картиной мог бы соперничать разве что современный экшен:

Он долго полз, как черепаха,
По черной чортовой земле,
Он подвязал остатки паха
Ремнем к разодранной скуле.

Он месяц полз.

  1. Поскольку подборка представлена впервые, перечислим все обнаруженные нами пародии: [К. Симонов… 1946; Басков 1980; Бахнов 2005a; 2005b; Кежун 1964; Лазарев, Рассадин, Сарнов 1966; Любитель… 1939; Раскин 1962; Раскин, Слободской 1939].[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2025

Литература

Аннинский В. Эпитафии. От Античности до наших дней. Исторический очерк // Литпричал. 2014. URL: https://www.litprichal.ru/work/211992/ (дата обращения: 14.01.2025).

Арсеньева Е. А. Госпожа сочинительница. М.: Эксмо, 2005.

Басков А. К. Симонов. Ты помнишь, Алеша, тот парус белеющий… //
Басков А. Извините за внимание. Нью-Йорк: <б. и.,> 1980. С. 58.

Бахнов В. Константин Симонов. Парусиновый экран // Бахнов В. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 37. М.: Эксмо, 2005a. С. 381–382.

Бахнов В. Константин Симонов. Я в Сталинграде жил да был… // Бахнов В. Антология сатиры и юмора России XX века. Т. 37. 2005b. С. 176.

Бегак Б. Пародия и ее приемы // Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. М.–Л.: ГИЗ, 1930. С. 51–65.

Бетаки В. П. Редьярд Киплинг и русская поэзия ХХ века // Киплинг Р. Избранные стихи из всех книг / Сост. В. Бетаки. <Б. м.:> Salamandra P. V. V., 2011. С. 256–306.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М.: Фортуна Лимитед, 2000.

Гроссман Л. Пародия как жанр литературной критики // Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия. 1930. С. 39–48.

Иванова Н. Константин Симонов глазами человека моего поколения // Знамя. 1999. № 7. С. 192–207.

К. Симонов. Твой облик поймал я в Смоленске // Новое русское слово. 1946. 4 октября.

Кежун Б. Лирическое ЧП // Кежун Б. Веселая книга. Литературные
пародии. Л.: Лениздат, 1964. С. 79–80.

Лазарев Л. И. Поэзия Константина Симонова // Симонов К. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1982. С. 5–59.

Лазарев Л., Рассадин Ст., Сарнов Б. Константин Симонов. Пир во время войны // Лазарев Л., Рассадин Ст., Сарнов Б. Липовые аллеи. М.: Советская Россия, 1966. С. 178–180.

Любитель изящной словесности. И оптом и поштучно // Красная новь. 1939. № 5–6. С. 308.

Над кем смеетесь? («Круглый стол» пострадавших) / А. Безыменский, К. Ваншенкин, Л. Мартынов, С. Островой, К. Симонов // Вопросы литературы. 1973. № 9. C. 290–296.

Новиков В. И. Зачем и кому нужна пародия // Вопросы литературы. 1976. № 5. C. 190–213.

Новиков В. И. Книга о пародии. М.: Советский писатель, 1989.

Паперный З. С. Стих и судьба (Константин Симонов) // Паперный З. С. Единое слово. М.: Советский писатель, 1983. С. 151–173.

Раскин А. К. Симонов. Из цикла «Я, да ты, да мы с тобой» // Раскин А. Очерки и почерки. М.: Советская Россия, 1962. С. 83–84.

Раскин А. Б. Застарелые друзья. Фельетоны. Пародии. М.: Правда, 1964.

Раскин А., Слободской М. Стиховое побоище // Раскин А., Слободской М. Пародии и фельетоны. М.: Правда, 1939. С. 13–14.

Сарнов Б. М. Плоды изнурения (Литературная пародия вчера и сегодня) // Вопросы литературы. 1984. № 11. С. 106–150.

Финк Л. А. Константин Симонов. Творческий путь. М.: Советский писатель, 1979.

Хмельницкая Т. Твердые строки // Литературный современник. 1940. № 2. С. 130–137.

Цитировать

Коржова, И.Н. Умный смех. Идиостиль Константина Симонова — поэта глазами пародистов / И.Н. Коржова // Вопросы литературы. - 2025 - №2. - C. 95-112
Копировать