№3, 1966/Коротко о книгах

Творческий путь Лиона Фейхтвангера

Н. Н. Рачинская, Лион Фейхтвангер (1884 – 1958), «Высшая школа», М. 1965, 85 стр.

Творчество крупнейшего немецкого реалиста XX века Лиона Фейхтвангера исследовано довольно детально литературоведами и критиками как в нашей стране, так и за рубежом, в особенности на родине писателя. Работа Н. Рачинской в известной мере обобщает достижения советской науки в этой области, а кое в чем их дополняет. Критик последовательно рассматривает наиболее значительные произведения писателя, прослеживает эволюцию его творчества, причем эволюция эта дается на фоне развития литературного процесса, в тесной связи с изменениями исторической обстановки.

Так, говоря об истоках взглядов Фейхтвангера на историю как ожесточенную, но бесплодную борьбу умных и одиноких людей с торжествующей косностью и глупостью, автор подчеркивает влияние на писателя (помимо распространенных тогда философских реакционных теорий) исторической обстановки в Германии, которая характеризовалась поражением революции 1918 – 1923 годов и наступлением реакции.

Критик подмечает общность тех проблем, которые поднимались в таких произведениях Фейхтвангера и Томаса Манна, как «Братья Лаутензак» и новелла «Марио и волшебник», «Гойя» и «Доктор Фаустус».

К сожалению, историко-сравнительный метод анализа творчества писателя характерен не для всех глав книги. Так, например, при анализе тех же «Братьев Лаутензак» Н. Рачинская делает выводы о пессимизме писателя, о его неверии в победу Человечности и Разума, нашедших свое отражение в этом романе, но автор никак не подтверждает своих выводов. Но тогда почему же после таких реалистических полотен, как «Успех», «Семья Оппенгейм», «Изгнание», писатель вновь возвратился по существу к тем же идейным позициям, которые были характерны для периода «Безобразной герцогини»? Ответа на этот вопрос книга не дает. А между тем он напрашивается. Ведь «Братья Лаутензак» написаны в 1943 году, когда вся Европа была под пятой Гитлера.

Богатство проблем в романах Фейхтвангера нередко заслоняло для многих литературоведов вопрос о художественном своеобразии творчества писателя. Н. Рачинская в ряде случаев минует этот «подводный риф».

Цитировать

Бланк, Ю. Творческий путь Лиона Фейхтвангера / Ю. Бланк // Вопросы литературы. - 1966 - №3. - C. 233-234
Копировать