Творческий метод и конкретные задачи критики
Общие определения творческого метода социалистического реализма давно уже не вызывают споров, однако это обстоятельство не снимает необходимости их дальнейшей конкретизации, и тут мы сталкиваемся с известными трудностями.
Были ведь такие периоды, когда мировоззрение, идейная позиция писателя и творческий метод связывались некоторыми исследователями вульгаризаторски-упрощенно. Однако отношения между мировоззрением автора и его окончательным воплощением в художественном произведении весьма сложны, вот почему одна из насущных и интереснейших задач критики – изучать диалектику пути к этому «конечному результату» на всех стадиях творческого процесса. Оценка идейной направленности художественного произведения также требует глубокого и всестороннего анализа. Сегодня мы уже знаем, что к литературе социалистического реализма следует относить то или иное произведение не просто потому, что в уста его героев вложены фразы социалистического содержания. Опыт недалекого прошлого венгерской литературы свидетельствует о том, как много проблем в связи с этим возникало. В 1949 году, например, казалось, что единую по своему мировоззрению социалистическую литературу можно создать моментально. К ошибкам периода культа личности относился волюнтаризм. Философия волюнтаризма бытовала и в литературе, по поводу многих произведений только декларировалось, что они марксистские по своей идейной направленности. На самом же деле марксистским мировоззрением – этой основой основ социалистического реализма – можно овладеть, только правильно осмыслив в свете великой теории конкретный исторический опыт, конкретные явления жизни.
Мы знаем, что общественные противоречия подчас порождают искаженное понимание ряда проблем даже у людей, которые искренне считают себя сторонниками социализма; в Венгрии теперь мы уже можем быть свидетелями отхода многих художников от таких искаженных представлений. Анализ их творчества лишний раз свидетельствует о том, что взаимосвязь писательского мировоззрения с его художественным воплощением – проблема достаточно сложная.
Думается, социалистическая направленность произведения литературы обусловлена прежде всего глубиной запечатленного в нем авторского взгляда на жизнь, умением художника в сложной картине эпохи видеть главные, определяющие тенденции. Мировоззрение писателя проявляется и в выборе героев, в том, как среди многих людей отыскиваются те, кто своими поступками и духовным обликом олицетворяет наиболее существенные черты истории.
Это относится не только к произведениям на современную тему. Можно представить себе такой исторический роман из эпохи, скажем, феодализма, в котором социалистические идеи непосредственно не высказываются, но который тем не менее пронизан ими от начала и до конца, что находит свое выражение и в характере показа исторических сил, и в трактовке роли выдающихся личностей и народа.
С другой стороны, можно представить и такой «любовный» роман из нашей сегодняшней жизни, с местом действия в социалистической стране, в котором, несмотря на то, что речь в нем идет не об общественных событиях, а о’ любви, изображение чувств двух людей будет ярко отмечено печатью социалистического нравственного идеала.
Одной из самых своеобразных черт литературы социалистического реализма, органически вытекающей из ее идейной направленности, является ее жизнеутверждающий характер. Можно изображать трагические конфликты, временные поражения или гибель людей, борющихся за передовое, если основной, пафос произведения – это подлинный, социалистический гуманизм, вера в творческие силы и достоинство человека. Именно здесь проходит водораздел между социалистической и буржуазной литературой – литературой цинизма, беспросветного отчаяния, пренебрежения к человеку, жизнеотрицания. Один из выдающихся молодых поэтов сегодняшней социалистической Венгрии, Габор Гарт, писал недавно: «Я потому верю сейчас в будущее поэзии, что вижу: много неразрешенных задач осталось и на нашу долю, коллекционеры лирики прежних эпох с помощью телескопа провели только подготовительный ее осмотр; настоящая все более возрастающая способность к художественному познанию, в результате которой уже не с помощью телескопа, а с помощью микроскопа понята красота, скрывающаяся в сущности людей, в правде мыслей и переживаний, в материале предмета, – принадлежит людям нашей эпохи». И в самом деле:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.