№1, 1984/Обзоры и рецензии

Тургенев и «Вестник Европы»

Н. Н. Мостовская, И. С. Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX века. Л.. «Наука». 1983. 216 с.

Литература о Тургеневе пополнилась монографией Н. Мостовской, посвященной литературно-общественной деятельности писателя в последние полтора десятилетия его жизни – с 1868 и до начала 80-х годов, когда на него обрушилась тяжелая неизлечимая болезнь. Многие из проблем, рассматриваемых в книге, в той или иной степени уже привлекали внимание исследователей. Заслуга Н. Мостовской в том, что она впервые все важнейшие аспекты художественного и публицистического творчества и общественной деятельности Тургенева рассматривает в свете его участия в журнале «Вестник Европы».

Нельзя не согласиться с утверждением автора, что с приходом в «Вестник Европы» Тургенев в конце 60-х годов вновь обрел прочную журнальную трибуну. Прогрессивная общественность с удовлетворением восприняла демонстративный разрыв писателя с реакционным «Русским вестником». Имя Тургенева стало своеобразным знаменем «Вестника Европы» и в немалой степени способствовало успеху этого издания.

В силу ряда причин «Вестник Европы» в советском литературоведении менее изучен, чем некоторые другие выходившие одновременно с ним литературно политические ежемесячники. Н. Мостовская расширяет и углубляет сложившиеся, представления о журнале. Она, показывает, что, при несомненном единстве в понимании основных проблем литературно-общественной жизни и литературного движения членами редакционного кружка, между взглядами М. Стасюлевича, А. Пыпина, Е. Утина, В. Спасовича существовали и определенные различия. Историк литературы должен учитывать и своеобразие позиций П. Анненкова, Л. Полонского, К. Арсеньева и некоторых других сотрудников журнала. Особый интерес представляют, в частности, систематические обращения Пыпина к литературно-критическому наследию Чернышевского (хотя фамилия Чернышевского по цензурным причинам на страницах «Вестника Европы» при этом и не называлась), – эти обращения внимательно выявлены и тщательно прослежены.

Монография Н. Мостовской состоит из трех глав. В первой анализируется позиция «Вестника Европы» в полемике вокруг появившихся на страницах этого журнала произведений Тургенева – «Воспоминания о Белинском» и «Новь», его публичных выступлений во время приезда в Россию в 1879 году и речи на открытии памятника Пушкину в 1880 году. Автор привлекает материалы «Отечественных записок», «Дела», «Зари», «Недели», «Молвы» и других периодических изданий, статьи русских революционных эмигрантов 70-х годов, сопоставляет высказывания Салтыкова-Щедрина; Г. Успенского, Михайловского, Елисеева, Достоевского, Гончарова, Страхова… Эта широкая картина восприятия художественного творчества и публичных выступлений Тургенева на фоне общественно-политической борьбы эпохи подчинена определенной задаче – показать, что именно хотел выразить Тургенев, определяя себя как представителя «старых либералов». Писатель противопоставлял себя не только консервативному лагерю, но и тем, кто тогда пытался прикрыться именем либерала. Стремление Тургенева в 70-х годах создать политическую оппозицию самодержавному правительству объединяло его с литераторами – по крайней мере их лучшей частью, – группировавшимися вокруг «Вестника Европы».

Вторая глава книги посвящена усвоению тем, идей, художественной системы Тургенева беллетристами «Вестника Европы». Ставя вопрос о литературной школе Тургенева, Н. Мостовская (при этом она оговаривается, что изучение воздействия писателя на литераторов журнала является частью более сложной, требующей самостоятельного исследования проблемы – проблемы тургеневских традиция в русской литературе) анализирует ее начала в творчестве М. Авдеева, Я. Полонского, Н. Хвощинской, А. Эртеля, Ф. Нефедова, Д. Стахеева, А. Потехина, В. Назарьева, отчасти П. Боборыкина. Подробно рассмотрена в монографии та помощь и поддержка, которую оказывал Тургенев начинающим литераторам (в первую очередь литераторам-женщинам – А. Луканиной, Е. Бларамберг-Апрелевой, печатавшейся под псевдонимом «Е. Ардов», Л. Стечькиной, Л. Нелидовой и др.). Наконец, в третьей главе речь идет о пропаганде Тургеневым западноевропейской литературы в России; известно, что эта сторона деятельности великого русского писателя была прежде всего связана именно с «Вестником Европы».

Исследование Н. Мостовской отличает широта впервые вводимых в научный оборот источников. Казалось, что в литературе последних лет, и особенно в богатейших комментариях к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева, подготовленному под руководством М. Алексеева (кстати, Н. Мостовская была активным участником этого издания), достаточно полно учтены все сохранившиеся архивные материалы, связанные с творчеством и литературно-общественной деятельностью писателя. Однако автор знакомит читателей с таким, например, ценнейшим источником, как «Каталог рукописей, поступивших в редакцию «Вестника Европы». В этом редакционном документе рукою Пыпина или Стасюлевича отмечены все произведения, рекомендованные Тургеневым к напечатанию в журнале. «Из материалов, присланных в журнал через посредничество Тургенева, – отмечает Н. Мостовская, – можно составить отдельный и весьма обширный список» (стр. 104). Она подчеркивает, что, как видно из «Каталога», Тургенев стремился опубликовать в «Вестнике Европы» произведения литераторов, активно участвовавших в революционном движении 70-х годов.

Большой интерес представляют впервые приводимые в печати эпистолярные источники – письма М. Стасюлевича, А. Пыпина, Я. Полонского, М. Авдеева, А. Эртеля, К. Арсеньева, Л. Нелидовой и других литераторов – современников Тургенева. Следует отметить и обращение к написанной для «Вестника Европы», но так и не попавшей в печать статье Е. Утина «Неурожай в литературе».

Н. Мостовская внимательно прочитывает и сами материалы «Вестника Европы». Так, анализируя редакционную статью о Пушкинском празднике 1880 года (она, как устанавливается в монографии, принадлежит перу Пыпина), автор показывает, что в этой статье были учтены и использованы замечания Тургенева, высказанные в его частном письме к Стасюлевичу от 13 (25) июня 1880 года. Рассматривая публиковавшиеся в «Вестнике Европы»»Парижские письма» Э. Золя, в частности, его письмо о творчестве Флобера, Н. Мостовская аргументировано прослеживает использование французским романистом наблюдений и высказываний Тургенева о Флобере.

В монографии показана определенная общность мировоззрения Тургенева с общественно-политическими и литературно-эстетическими позициями «Вестника Европы». В то же время Н. Мостовская отмечает возникавшие время от времени расхождения в понимании отдельных вопросов, случаи несогласия редакции последовать рекомендациям Тургенева (так, Стасюлевич не решился напечатать перевод рекомендованного Тургеневым романа Флобера «Искушение святого Антония»).

Одно замечание. В 1881 году Стасюлевич начал издавать газету «Порядок», которая явилась своеобразным филиалом «Вестника Европы». Тургенев проявил к «Порядку» особый интерес – по его инициативе в газету были приглашены корреспонденты из Лондона и Парижа, им был рекомендован редакции рассказ Ги де Мопассана «В семейном кругу». Тургенев внимательно следил за газетой, заинтересованно оценивал важнейшие публикации. Перу Н. Мостовской принадлежит исследование о связях Тургенева с газетой «Порядок», помещенное в узкоспециальном издании («Тургеневский сборник», IV, Л., 1968). В рецензируемой монографии, адресованной значительно более широкому кругу читателей, на наш взгляд, совершенно необходимы хотя бы краткие сведения об отношении Тургенева к газете, издававшейся той же редакцией, при участии тех же авторов, что и «Вестник Европы». К сожалению, эти сведения отсутствуют.

В целом монография Н. Мостовской наглядно демонстрирует современный уровень советского тургеневедения. Она является серьезным вкладом в изучение роли Тургенева в общественно-литературном движении второй половины XIX века.

г. Казань

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1984

Цитировать

Бушканец, Е. Тургенев и «Вестник Европы» / Е. Бушканец // Вопросы литературы. - 1984 - №1. - C. 240-242
Копировать