№8, 1962/Литература в школе

Труд учителя – это творчество

Министр просвещения РСФСР

Наш корреспондент обратился к Министру просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко с просьбой поделиться своими соображениями о тех проблемах преподавания литературы в школе, которые обсуждались на страницах журнала «Вопросы литературы». В этой беседе Е. И. Афанасенко высказал точку зрения Министерства просвещения РСФСР на некоторые из этих проблем.

В последнее время литературная общественность, газеты и журналы Союза писателей много внимания уделяют вопросам преподавания литературы в школе. Плодотворным было обсуждение этих вопросов на страницах «Вопросов литературы», в котором приняли участие учителя, писатели, литературоведы, критики. Такой интерес оправдан и понятен. И дело не только в том, что речь идет о преподавании литературы, к которому по роду своей деятельности писатели и критики не могут быть безучастными. Главное в том, что XXII съезд КПСС, Программа построения коммунизма, к осуществлению которой мы приступили, еще раз подчеркнули масштаб и значение работы по коммунистическому воспитанию, возрастающую роль литературы и искусства в формировании духовного облика строителя нового общества. Строитель коммунизма должен быть не только широко и всесторонне образован, – он должен быть и человеком высокоидейным, духовно богатым, нравственно безупречным. Жить по законам Мира, Труда, Свободы, Равенства, Братства и Счастья – это значит жить и по законам Красоты.

Естественно, что из всех предметов, преподающихся в школе, у литературы – самые большие возможности для эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Велика роль литературы и в идейно-политическом воспитании школьников и молодежи.

Понятно и другое. Когда столь высокими задачами мы проверяем сегодняшнее состояние преподавания литературы в школе, – а именно так необходимо делать, – нам отчетливее видны еще не преодоленные слабости, не изжитые недостатки. Многие критические замечания, высказанные участниками обсуждения, искренне заинтересованными в том, чтобы преподавание литературы лучше помогало коммунистическому воспитанию ребят, справедливы.

Прежде всего о догматизме и начетничестве, все еще дающих себя знать в преподавании литературы в школе. Если бы эти недостатки можно было ликвидировать, разработав новые программы, более совершенные и отвечающие требованиям современности, написав заново или отредактировав методические пособия, – дело это было бы очень легкое и простое. Но вот опубликованы новые программы, в которых устранено многое, что мешало воспитанию у ребят любви к книге, живой потребности в прекрасном (вероятно, эти первые программы для восьмилетней и одиннадцатилетней школ после проверки педагогической практикой будут еще совершенствоваться); в методических рекомендациях ныне всячески подчеркивается, что перед учителем раскрываются самые широкие возможности для самостоятельного творчества, что педагогическая работа не терпит унылого шаблона, буквоедства. И все же было бы по меньшей мере наивно думать, что после этого преподавание литературы всюду уже соответствует современным требованиям. Конечно, продуманные программы, дельные методические пособия, содержательные и хорошо написанные учебники – все это необычайно важно: они определяют направление работы учителя.

Цитировать

Афанасенко, Е. Труд учителя – это творчество / Е. Афанасенко // Вопросы литературы. - 1962 - №8. - C. 118-121
Копировать