№2, 2012/Зарубежная литература и искусство

Трагедия на фоне «мирового» пейзажа. «Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн

За авангардными пьесами Гертруды Стайн, демонстрирующими полное отсутствие сюжета и внешних сценических событий, нерасчлененность речи героев и сценических ремарок, неожиданное включение повествовательных прозаических фрагментов, несоотносимость реплик с определенным персонажем, закрепилась репутация драматических произведений, не предназначенных для представления в театре. Фактически полное отсутствие каких-либо атрибутов традиционного театра делает их постановку весьма проблематичной, что заставляет критиков причислять большинство стайновских пьес к жанру «closet drama» («драма для чтения»). Однако в истории современного театра попытки поставить стайновские драмы предпринимались. Американский композитор Вирджил Томсон написал на либретто Г. Стайн две оперы. В 1934 году опера «Четверо святых в трех актах» («Four Saints in Three Acts») появилась на Бродвее. В 1947 году В. Томсон представил оперу «Матерь всех нас» («The Mother of Us All») на либретто Г. Стайн. Особенно удачно театральная «судьба» сложилась у оперы «Доктор Фауст зажигает огни» («Doctor Faustus Lights the Lights»), не раз появлявшейся в разных версиях на сцене экспериментальных театров.

Эксперименты писательницы в области драматической формы во многом обусловлены ее отношением к сценическому искусству, о котором она пишет в лекции «Пьесы» («Plays», 1935). Г. Стайн указывает на отсутствие синхронности между временем зрительского восприятия и временным планом самой пьесы («different tempo there is in the play and in yourself and your emotion in having the play go on in front of you»)1.

  1. Stein G. Plays // Stein G. Writings 1932-1946. N.-Y.: Library of America, 1998. P. 245.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012

Цитировать

Морженкова, Н.В. Трагедия на фоне «мирового» пейзажа. «Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн / Н.В. Морженкова // Вопросы литературы. - 2012 - №2. - C. 336-349
Копировать