Точность необходима не только математику…
Начать придется с азбуки. Выдвигаемые в науке положения могут серьезно обсуждаться только в том случае, если в доказательство их приводятся какие-то основательные аргументы. Голословные утверждения в науке цены не имеют и в расчет не принимаются. Это азбука. Повторять истины, ставшие банальными, – занятие малоувлекательное, но я вынужден это сделать, потому что речь пойдет об утверждении, покоящемся не на научных доводах, а на «логическом» принципе, который один чеховский герой считал основополагающим: «Это не может быть, потому что этого не может быть никогда». С помощью такого принципа можно доказать что угодно. И «доказывают»…
Недавно в «Комсомольской правде» (от 16 апреля 1966 года) опубликована статья кандидата филологических наук В. Иванова «Через призму кибернетики». В ней автор говорит о той огромной роли, которую в ближайшем будущем будут играть математические методы исследования искусства. На этот счет существуют разные точки зрения, но в данном случае другое привлекло внимание в его статье. Как бы между прочим В. Иванов опровергает традиционную точку зрения на место и значение формальной школы в русском литературоведении. «…Описание искусства в математически точных терминах началось еще до появления кибернетики, – пишет он. – По отношению к художественной литературе, и особенно к поэзии, одна из первых попыток такого описания была предпринята в нашей стране более сорока лет назад группой ученых, входивших в Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ). Эта группа, к которой был близок Маяковский, впервые в мировой науке попробовала исследовать, как «сделаны» произведения искусства.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.