Точка отсчета
Л. Разгон, Мир, в котором дети – не гости. Очерк творчества Николая Дубова, «Детская литература». М. 1969, 128 стр.
У Николая Дубова нет оснований жаловаться на критиков. Ни одна из его книг, кажется, не осталась незамеченной, а некоторые вызвали весьма внушительный «залп» в высшей степени доброжелательных рецензий. Вряд ли удастся отыскать какой-нибудь обзор современной литературы для юношества, в котором не поминались бы в лестном контексте его произведения. Да и в статьях о «взрослой» прозе последних лет можно без труда отыскать его имя.
Все это так. Но вот исследования, в котором был бы рассмотрен весь творческий путь писателя, определено его место в литературном процессе, выявлены связи его произведений с существенными проблемами времени, – такого исследования Н. Дубов заждался. А ряд сложных вопросов, касающихся не только повестей Н. Дубова, но и некоторых общих тенденций литературного развития, мог быть поднят лишь в подобного рода работе. Короче говоря, первая монография о творчестве Н. Дубова – книга о несколько вычурным названием «Мир, в котором дети – не гости» – появилась с некоторым опозданием. Но сегодня, после повести «Беглец», вызвавшей столь широкий отклик и у читателей и у критиков, потребность в такой работе ощущается острее, нем прежде.
Очерк написал Л. Разгон. Для него эта работа – не начало исследования творчества Н. Дубова, а уже определенный итог: он не раз выступал со статьями и рецензиями о книгах этого писателя, его давно занимают проблемы детской литературы. Поэтому ему удалось избежать некоторых недостатков, типичных для первых монографий: Л. Разгон ясно видит «силовые линии», соединяющие произведения Н. Дубова, написанные в разное время, – обычно анализ отдельных книг обособляется; «леса» второстепенного материала тщательно им убраны – часто они остаются и мешают; он не возвышает предмет своего анализа, умаляя заслуги других писателей, – а нередко бывает, что «своего» писателя во что бы то ни стало делают «самым главным», ставят над литературным процессом.
Очерк Л.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.