Теоретические обобщения творческого опыта
Литературно-теоретическая мысль в ГДР всегда весьма активна, обращена к постоянному анализу художественного опыта, к широким обобщениям, столь необходимым для дальнейшего развития литературы и искусства.
У современных писателей ГДР были замечательные предшественники, писатели-новаторы, родоначальники немецкой литературы социалистического реализма. Я написал – были, так как многих из них уже нет в живых (И. Бехер, Б. Брехт, Ф. Вольф, В. Бредель, Э. Вайнерт, Куба, Г. Мархвица и др.). Но сделанное ими для немецкой литературы находит свое дальнейшее развитие в творчестве их соратников (А. Зегерс и др.) и многочисленных продолжателей их дела. Не случайно немецкие писатели-социалисты (с 20-х годов и до нашего времени) в большинстве своем выступали и как художники слова, и как теоретики и критики – такое сочетание очень часто выражает стремление подкрепить теорией практику и сделать теоретические выводы из творческой практики.
В последние годы в ГДР ведется большая коллективная работа по изучению путей и перспектив развития национальной литературы социалистического реализма. Трудно обозреть все обилие трудов, посвященных немецкими литературоведами и критиками проблемам немецкой литературы социалистического реализма, ее генезиса, эволюции и перспектив. Хочется, однако, выделить из этого большого потока три новые книги, представляющиеся весьма ценными, поскольку в них с большой широтой охвата освещены важнейшие, коренные проблемы теории социалистического реализма на богатом опыте литературы ГДР и ее выдающихся представителей.
Первая из этих книг – вышедший в 1969 году в Лейпциге сборник «Позиции» 1.
В плотном, почти семисотстраничном томе обстоятельно и глубоко рассмотрен вклад, внесенный в литературу социалистического реализма и в немецкую (более того – в международную) эстетическую теорию рядом крупнейших германских писателей и ученых-филологов, В предисловии к книге руководитель авторского коллектива В. Миттенцвай характеризует жанр собранных им статей как жанр «исторических миниатюр». Это весьма точное определение: действительно все статьи этого сборника представляют собой миниатюры портретного и проблемного характера, вместе с тем они насквозь историчны. Творческие портреты, собранные в «Позициях», свидетельствуют о вкладе героев книги в социалистическую художественную культуру и филологическую науку. Все герои «исторических миниатюр» – революционные борцы, антифашисты, коммунисты, все они сражались против гитлеризма, все они участники строительства социалистического общества и социалистической культуры в ГДР, все они принадлежат к старой гвардии передовой немецкой демократии. В сборнике «Позиции» – тринадцать статей-очерков, тринадцать «исторических миниатюр», и каждая из них по-своему интересна, каждая заслуживает доброй оценки.
Открывает книгу статья Г. Келера об эстетических взглядах и эстетическом новаторстве И. -Р. Бехера. Размышления Бехера над проблемами теории искусства и литературы приобрели широкий международный резонанс, стали прочным достоянием марксистско-ленинской эстетической теории.
О Бехере как эстетическом мыслителе написано довольно много и в ряде случаев хорошо. И тем не менее Г. Келер сумел не повторить своих предшественников и написать статью во многих отношениях свежую и оригинальную. Особое внимание отдано критиком таким вопросам, как понимание писателем поэзии, и в частности лирической поэзии, как его концепция природы и функции, прекрасного. В освещении Г. Келера Бехер дан во весь рост: мы видим крупнейшего художника и теоретика, эстетические заветы которого являются действенным духовным оружием, служащим делу социалистической культуры в ГДР и во всем мире.
Две статьи В. Миттенцвая посвящены выдающимся новаторам литературы и театра – Б. Брехту и Ф. Вольфу. Перед автором этих статей стояла та же трудность, что и перед Г. Келером: о Брехте и Вольфе (особенно о Брехте) существует большая научная и критическая литература, содержащая немало бесспорных истин. В. Миттенцвай и сам не впервые пишет о Брехте и Вольфе. И тем не менее в его новых очерках сказано много нового и для широкого читателя, и для специалистов – филологов и театроведов. В статье о Брехте точно определены «поворотные пункты» в творческой эволюции писателя: годы 1926, 1930 и 1949. Интересно показан путь Брехта к марксизму, и в обстоятельном примечании на непреложных фактах опровергнута лживая легенда о «зависимости» юного Брехта от «поучений» Карла Корша. С большой точностью определено отношение Брехта к традиции, принципы его неаристотелевской социалистической драматургии, брехтовская концепция очуждения как средства диалектического познания и художественного воплощения. Пристально рассмотрен вклад великого немецкого писателя в теорию социалистического реализма, к проблемам которой Брехт часто обращался на протяжении последних двадцати лет своей жизни – с середины 30-х годов. К сожалению, последний раздел статьи – о продолжателях Брехта в литературе ГДР – написан бегло, всего на двух страницах; вызвано это, видимо, тем, что самая эта проблема в какой-то мере выходит за пределы «исторической миниатюры» и может стать предметом специального исследования.
Не менее значительна и статья В. Миттенцвая о полемической, я сказал бы, атакующей, боевой социалистической эстетике Вольфа. Две важные вехи отмечает В. Миттенцвай на пути Вольфа – это годы 1927-1928 и исторический 1945-й. Тонко прослежена автором статьи связь между социалистическим гуманизмом Вольфа и основополагающими принципами его эстетики. Особое внимание отдано таким проблемам, как отношение Вольфа к наследию немецкого экспрессионизма, проникнутое мудрым историзмом, и творческая переработка художником-социалистом принципов аристотелевской теории драмы. Специально рассмотрено В. Миттенцваем отношение Вольфа к опыту советской драматургии и театра; эта тема развивается в связи с лейтмотивной темой статьи – о новаторстве Вольфа – драматурга и теоретика в области современной драматургии и театральной культуры.
К. Ваттом написан содержательный, богатый свежими наблюдениями и обобщениями очерк об эстетических взглядах А. Зегерс. Снова видим мы, как в процессе участия в революционной борьбе раскрываются, крепнут, обогащаются идейно-эстетические воззрения талантливого художника. К. Батт совершенно справедливо ищет выражение творческих позиций Зегерс не только в ее статьях и выступлениях, не только в тех или иных публицистических декларациях, но прежде всего в ее художественных произведениях. Характеризуя эстетические принципы, нашедшие свое воплощение в прозе Зегерс, К. Батт показывает их органическую связь с кругом мыслей, высказанных писательницей в ее полемических письмах, критикующих эстетические упрощения Г. Лукача, в ее речах на съездах писателей ГДР, в ее содержательных и тонких эссе о Льве Толстом и Достоевском.
Две ценные статьи в книге «Позиции» написаны Р. Вайсбахом. Одна из них – «Народность и интернационализм» – характеризует путь и творческое наследие Л. Фюрнберга, другая – «Проблемы переходного времени» – посвящена С. Хермлину, поэту, прозаику, публицисту и литературному критику. Писать о Фюрнберге нелегко – для этого нужны знания не только немецкой литературы, но и литературы чешской, и творчества немецких пражских писателей, в кругу которых начинался творческий путь замечательного лирика, в конце своей жизни ставшего одним из крупнейших поэтов ГДР. Р. Вайсбах отлично справился с этими трудностями – он показал органические связи поэзии Фюрнберга с демократическими традициями чешской литературы, путь этого писателя в революционную литературу Германии, своеобразие его подхода к некоторым традициям немецкой лирики, принципы его эстетического новаторства. Не менее сложной была и задача исследователя в другой «исторической миниатюре» – в статье о Хермлине. И здесь вставал перед ним далеко не простой вопрос – о характере освоения поэтом традиций лирики символистов и неоромантиков, о «многозвучности» эстетических интересов и привязанностей Хермлина. В живом и увлекательно написанном рассказе о писателе, с ранней юности включившемся в антифашистскую борьбу, Р. Вайсбах сумел осветить и проблему традиций и новаторства в творчестве и эстетических воззрениях поэта.
- «Positionen», Verlag Philipp Reclam jun., Leipzig 1969, 692 S.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.