№10, 1968/Советское наследие

Те, кто строил Комсомольск

«Они были завоевателями, колумбами. Эта земля принадлежала им, но она лежала кругом неизведанная и немного страшная, как только что открытая Америка».

Эти слова – из широко известного советским читателям романа Веры Кетлинской «Мужество», посвященного героической эпопее Комсомольска.

Комсомольск-на-Амуре – одна из славнейших страниц в истории социалистического строительства. В 1932 году тысячи юношей и девушек приехали по комсомольским путевкам в глухую тайгу. Один из пароходов, доставивших их сюда, назывался «Колумб». Они и в самом деле были колумбами, завоевателями. Они должны были построить здесь, на голом месте, новый могучий индустриальный центр, и они построили его, вкладывая в этот высокий труд все свои молодые силы, преодолевая нечеловеческие трудности.

В строительстве Комсомольска не только проявились лучшие черты молодежи юной советской державы; в нем нашли яркое отражение характерные особенности эпохи социалистического строительства 30-х годов – энтузиазм, самоотверженность, трудовой героизм, глубокая вера в идеалы коммунизма. Эти черты и особенности и стремилась прежде всего отразить в романе «Мужество» В. Кетлинская. Герои романа – Андрей Круглов, умный и целеустремленный, прирожденный вожак молодежи, талантливый и бескорыстный Сема Альтшулер, веселая и задорная Катя Ставрова, обаятельная Клава Мельникова с ее чистой и доброй душой, Тоня Васяева, человек с драматической судьбой, прошедший сложную внутреннюю эволюцию, своенравный и размашистый Валька Бессонов, нервная до взвинченности Клара Каплан и многие, многие другие – все эти молодые люди, столь разные, столь непохожие друг на друга, объединены одним общим чувством, одним могучим стремлением – отдать себя огромному всенародному делу; без этого они не мыслят полноценной жизни.

Такие характеры и такие стремления не надо было выдумывать – их в изобилии создавала сама эпоха. Для того чтобы воплотить их на бумаге, писатель должен был прежде всего вглядеться в бурлящую жизнь, в своих современников, стать с ними плечом к плечу. Роман «Мужество», как и многие другие книги 30-х годов, возник именно так.

Вот что написала в редакцию «Вопросов литературы» одна из первостроительниц Комсомольска, ныне член Союза журналистов СССР, А. Кипаренко:

«Мы встретились впервые на берегу Амура больше тридцати лет назад.

Города Комсомольска, по сути, еще не было. Была огромная строительная площадка. И комсомольцы-строители… Вот к ним, к этим комсомольцам, и приехала из далекого Ленинграда молодая писательница Вера Кетлинская.

Мне поручили встретить ее и ввести на первых порах в курс нашей жизни… Энергичная, волевая, с горячим сердцем и большим чувством юмора, она стала своим человеком на стройке. А девчата – те сразу же влюбились в нее. Шли к ней со своими секретами и проблемами. Впрочем, и ребята тоже.

Мужество – самое привлекательное качество в людях. А жизнь на стройке шла по законам мужества прежде всего. Вот это и почувствовала со всей остротой писательница.

Больше трех десятков лет читают роман «Мужество» в нашей стране и за ее пределами. В музее города Юности на стенде с книгами этот роман занимает главное и почетное место.

Приведу выдержки из писем ко мне некоторых товарищей, являющихся в той или иной степени прототипами романа.

«Не знаю, помните вы меня или нет. Внешность мою (здесь автор письма употребляет слово «внешность» явно из скромности, – А. К.) очень верно описала Кетлинская в романе «Мужество», в образе Катюши Ставровой. Я прибыла в Комсомольск с первой группой. Жила в первой комнате с правой стороны. Мы с Симой еще в поезде были «руководством». Она политрук, а я по хозяйству ведала… Работала в Комсомольске в проектном отделе, а потом пионервожатой и секретарем ячейки комсомола. Была всегда в числе физкультурников и затейников. Вышла замуж за Семена Фисенко. Когда его призвали в армию, в числе первой сотни комсомольчан, поехала за ним на Камчатку. Там работала, пока он служил. Сейчас жизнь у меня хоть и не очень легкая, но не без радостей. Получила письмо от Веры Казимировны. Безгранично ему обрадовалась. Сейчас я депутат Совета…

Екатерина Фисенко (бывшая Катя Бурова)».

А вот отрывок из письма Сергея Шефтелевича, послужившего прототипом для образа Андрея Круглова, одного из главных персонажей романа:

«Столько лет прошло. Тебе, наверное, рассказала обо мне Вера Казимировна. Я так был рад встрече с ней! Но я хочу и сам рассказать – о времени и о себе! Воевал я, конечно, – успел на три войны (финскую, японскую и Отечественную). Демобилизовался только в конце 1960 года. Теперь – преподаватель техникума. Встречаю наших комсомольчан. До чего же хороши они! Сохранили чистоту и юность души., А сколько бед и испытаний прошли…»

К своему письму А. Кипаренко приложила две фотографии. На одной – серое небо, голая, заснеженная местность, деревянные одноэтажные строения; это – Комсомольск 1933 – 1934 годов, бараки первостроителей. На другом снимке – широкий проспект, зелень, вытянувшиеся в струнку красивые белые дома; это – Комсомольск спустя тридцать лет. Фотографии наглядно показывают, какой огромный путь пройден за эти годы. В 1932 году на территории будущего города в 59 бараках и 159 шалашах жило около 6 тысяч строителей. Через четыре года население Комсомольска возросло до 50 тысяч, а в 1947 году; насчитывало уже 100 тысяч человек. В последующее время оно выросло не менее чем в два с половиной раза.

Цитировать

От редакции Те, кто строил Комсомольск / От редакции // Вопросы литературы. - 1968 - №10. - C. 24-31
Копировать