Свидетельство незримого труда
«Теория и практика редактирования». Хрестоматия. Под ред. проф. Н. М. Сикорского. Составители С. М. Брейтбург Н. М. Сикорский и А. П. Толстяков, «Высшая школа», М. 1968, 439 стр.
Хрестоматия но обычный вид учебного пособия. В отличие от учебников она подчас представляет интерес и для людей, давно вышедших из студенческого возраста. Недаром само это понятие предполагает, что речь идет о публикации всего наиболее значительного и важного из созданного в той или иной области. Однако труд составителей не так уж прост и легок, как это представляется на первый взгляд. Бывает и так, что, разбросанные по различным, мало кому ведомым книгам или журналам, интереснейшие документы развития литературы или общественной мысли впервые становятся известными широкому читателю лишь благодаря их труду.
В ряду подобных изданий хрестоматия по редактированию занимает особое место: ведь она вводит читателя в тайное тайных творчества и знакомит с той громадной черновой работой, без которой немыслимо рождение мало-мальски значительного литературного произведения.
Имеется еще одно обстоятельство, обусловливающее широкий интерес к книге. На ее страницах представлены не просто образцы редакторской работы, что само по себе безусловно важно для специалистов, а письма и правка, принадлежащие перу крупнейших русских писателей.
Далеко не сразу определилась роль редактора в литературном процессе. Но с первых же шагов русской журналистики его работа вызывала внимание и уважение. И что весьма характерно, проблема редакторской этики и ответственности за труд собрата, как свидетельствуют публикации хрестоматии, является чуть ли не центральной в раздумьях крупнейших русских писателей от Ломоносова до наших дней. Все они воспринимали эту сторону своей деятельности не только как выполнение профессионального долга, но и как гражданскую миссию.
Советские литераторы наследуют эту высокую традицию. Ссылаясь на опыт своих предшественников, А. Фадеев, писал: «Известно, какую огромную роль играл А. М. Горький по отношению к старшим кадрам нашей литературы. Мы, среднего возраста кадры, выдвигались при помощи этих старших и теперь помогаем начинающим». Составители весьма убедительно проиллюстрировали высказывание Фадеева интереснейшими материалами, дающими вкупе наглядное представление о советской редакторской школе в ее лучших образцах.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.