№11, 1962/Коротко о книгах

Суть и краски слова

Т. Ленобль, От слова к образу, «Советский писатель», М. 1961, 100 стр.

Время взаимодействует со словарем писателя, понуждает художника к поискам новых выразительных средств, которыми можно было бы ярче, определеннее, эмоциональнее характеризовать облик современника. Г. Ленобль справедливо замечает, что художественный образ воплощается в слове, но не покрывается словом, что мера художественности произведения не определяется количеством отобранных и талантливо объединенных речевых средств и выразительность образной речи достигается не только «путем метафорического употребления слов, образных сравнений, отличающих художественную речь от речи обычной, разговорно-бытовой», как об этом говорит, например, проф. А. И. Ефимов. Автор рецензируемой работы доказывает, что «художественный образ в литературном произведении не может быть сведен к его словесному оформлению» и эстетические свойства языка художественной литературы не могут быть раскрыты чисто лингвистическими средствами. Свое содержание образ черпает из окружающего мира, оно определяется тем, насколько писатель знает Жизнь, насколько правдиво и полно ее воспроизводит.

Читатель книжки «От слова к образу», следуя за мыслью автора, начинает понимать не только то, зачем и почему художник выбирает те или иные слова, когда пишет, но и то, какие и зачем он пишет книги.

Г. Ленобль стремится проследить, каковы в художественной литературе взаимоотношения и взаимосвязи между словом и образом. Ведь «отдельное слово в литературе, даже взятое в сочетании с другими близстоящими словами, – это еще как правило, только слово, только зачаток, возможность образа. Лишь в большом контексте произведения оно обнаруживает свой истинный образный потенциал». Свои теоретические построения и выводы автор подкрепляет обильным материалом, увязывая теорию и практику литературы, идет вглубь к сюжету, к смыслу книги, затрагивая ее художественное своеобразие, стиль, место того или иного автора в литературном процессе.

Мысль автора свободно движется дт отдельного слова или сценки, в которой это слово или выражение «работает», к анализу характеров, мировоззрения персонажей.

Цитировать

Михайлова, Л. Суть и краски слова / Л. Михайлова // Вопросы литературы. - 1962 - №11. - C. 230-231
Копировать