№8, 1973/Хроника

Страничка о своей работе

Продолжаем анкету, с которой редакция журнала «Вопросы литературы» обращается к критикам и литературоведам:

  1. Над чем Вы сейчас работаете?
  2. Какая из работ Ваших коллег привлекла Ваше внимание в последнее время и почему?

П. БУГАЕНКО

1.Минувший год был для меня особо ответственным. В конце года в Приволжском книжном издательстве вышла в свет, моя монография «А. В. Луначарский и советская литературная критика». Коллектив саратовских критиков готовит (под моей редакцией) сборник статей «Наши современники» о творчестве наших земляков – прозаиков и поэтов Приволжского края. В нем появится моя статья о прозе Н. Почивалина. Как и прежде, внимательно и заинтересованно слежу за творчеством К. Федина, в N 2 «Волги» опубликовал статью, ему посвященную, – «Художник и публицист»; ежегодно из «фединского» семинара в Саратовском университете, которым я руковожу, выходит шесть-семь маленьких исследований – дипломных работ по творчеству писателя.

2.Ведущие литературоведы нашей страны за последние годы создали немало монографий, имеющих важное методологическое значение. Среди них книги М. Храпченко, А. Метченко, Ю. Барабаша, Ю. Кузьменко, В. Новикова, С. Петрова, Д. Маркова, А. Бушмина. Из современных работ по проблемам многонациональной советской литературы принял на свое «вооружение» исследования Ю. Борева «Личность – нация – человечество» и Г. Ломидзе «Ленинизм и судьбы национальных литератур». Обилием добротного фактического материала, его умелым освещением привлекают книги моих коллег – университетских филологов: воронежца А. Абрамова «Лирика и эпос Великой Отечественной войны» и горьковчанина В. Баранова «Правда образа – правда истории». (Мне представляется односторонней рецензия Б. Яковлева на эту книгу, опубликованная в журнале «Вопросы литературы», 1972, N 10.)

В нашей стране развернулась большая и очень нужная работа по подготовке к 100-летию со дня рождения Луначарского. Уже появился ряд интересных и содержательных трудов, среди которых первое место занимает 80-й том «Литературного наследства»»В. И. Ленин и А. В. Луначарский», вышли также книги: О. Семеновского «В начале века» (Кишинев, 1971), И. Кохно «Черты портрета» (Минск, 1972), А. Круглова «Анатолий Васильевич Луначарский» (М. 1972). Очень хотелось бы, чтобы наши читатели получили очерк блистательной жизни этого человека. Это нужно и для новых поколений наших читателей, и для создания истории советской литературной критики.

Ар. ГРИГОРЯН

1.В этом году закончил монографию «Художественный стиль и структура», над которой работал все последние годы. Определение и исследование понятия стиля и его структурное «развертывание» – основное направление этой работы. Она должна выйти в Издательстве Академии наук Армении. Написал также работу о структуре художественного образа для коллективной монографии «Традиция. Современность. Художественное развитие», над которой в настоящее время работает отдел теории литературы Института литературы имени М. Абегяна АН Армянской ССР. Мне вдруг показалось, что эта статья может стать книгой, потому что проблема, художественной структуры по-настоящему увлекла меня. Завершил большую статью о структуре поэтического образа у В. Теряна.

2.Из работ, вышедших в последнее время, меня особенно заинтересовали, исследования М. Бахтина и С. Аверинцева. Мне кажется, в них с большой глубиной и научной свободой рассматривается самое художественное сознание как эстетически воплощенная реальность, исследуются конкретные художественные системы, эстетические качества разных этапов художественного развития человечества. В этих работах привлекает анализ произведения со стороны его содержательной структуры, сочетающей в себе и логико-научный, и «чувственный» потоки исследования. В них живет мысль о том, что искусство особая форма сознания; Даже если исходить из того, что человеческое сознание-ряд известных нам компонентов, придется признать, что художественное мышление вписывается в этот ряд не полностью и не исчерпывает себя в нем до конца.

г. Ереван

А. ДУБРОВИН

1.Меня давно интересует проблема: искусство и народовластие. Интересует и в политическом разрезе, и в эстетическом. В чем состоит участие художников в борьбе за «демократический и социалистический идеал» (Ленин), как оно связано с самой сутью художественного метода, с предметом и принципами образного обобщения, с природой типического и его новыми проявлениями, с поэтикой произведений? Некоторые аспекты этого вопроса составили тему моего сообщения на конференции о социалистическом реализме проведенной в конце прошлого года Советом по эстетике Академии наук СССР. Для меня это явилось подступом к будущей большой работе.

В ходе подготовки к конференции пришлось перечитать, в честности, ряд киносценариев разных лет. И чем более явственно вырисовывалась в сознании определённая система закономерностей художественной эволюции! неотрывной от процессов общеисторических, тем становилось очевиднее: многое здесь еще гипотетично, многое требует раздумий и проверки фактами.

Задача эта не только увлекательна, но, как мне представляется, и существенна для практики: осмыслить традиции и… направление пути – значит в, чем-то предугадать объективные тенденции завтрашнего развития художественной мысли, чтобы более эффективно способствовать такому развитию. Понятно, что это возможно лишь при том условии, если рассматривать цели творческой деятельности в контексте всей жизни нашего общества.

2.С интересом и уважением читаю двухтомник «Проблемы художественной формы социалистического реализма». Со многим соглашаешься, с чем-то внутренне споришь, но пристальное внимание к художественному своеобразию советской литературы. И общий уровень исследования не могут не привлекать.

 

 

Л. ЗОНИНА

1.Я продолжаю заниматься современной французской прозой…

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1973

Цитировать

Бугаенко, П. Страничка о своей работе / П. Бугаенко, Н. Рахимов, С. Саринян, А. Шортанов, Е. Покусаев, В. Ковалев, Е. Маймин, А. Федоров, Л. Зонина, А. Григорян, А. Дубровин, Н. Надъярных // Вопросы литературы. - 1973 - №8. - C. 295-302
Копировать