№2, 1970/Коротко о книгах

Старая книга продолжает

А. Лаврецкий, Белинский, Чернышевский и Добролюбов в борьбе за реализм, «Художественная литература», М. 1968, 398 стр.

А. Лаврецкий за свою жизнь написал полторы сотни статей и пять книг. Одна из них, вышедшая еще в 1941 году, сейчас переиздана. Если не знать, как давно она написана, можно подумать, что она только что вышла из-под пера ученого, так она свежа.

Автор предисловия П. Николаев пишет: «Бывает иногда, что тезисы исследователя существуют отдельно от материала, так называемые «примеры» механически нанизываются на стержень авторской кое-как сколоченной концепции. А. Лаврецкому бесконечно чужда подобная игра в науку. Книга его – органическое развитие исследовательской мысли из исследуемого материала, выводы диктуются самой логикой анализируемого явления».

А. Лаврецкий рассматривает революционно-демократическую идеологию как длительный и сложный процесс возникновения и развития, как движение мысли к большим и весомым выводам исторической значимости. В наследии революционных демократов в первую очередь он ценит диалектический характер мышления – самый плодотворный, по его глубокому убеждению. Он пишет, например: «Белинский высоко поднимается над своими современниками гениальным умением мыслить целыми процессами: умением различать не только детали, но существенные моменты развития от конечных результатов и благодаря этому не терять из виду смысла всего процесса» (стр. 214). И далее: «Если, как мы видели раньше, умение мыслить целыми процессами поднимало Белинского над его противниками – славянофилами и всякими романтиками, – то оно возвышало его и над теми, кто пришел после, – над народниками. Белинский особенно нам близок этим глубоким пониманием противоречий исторического движения и смелым приятием их как необходимых для освобождения человечества» (там же).

В последней статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подвел итоги своей борьбы за новое искусство, за демократический реализм, борьбы тем более трудной, что ее пришлось в определенной мере вести против самого себя. «Об этой статье можно сказать, что здесь уже начинаются 60-е годы… Но вместе с тем здесь явственно выступают пределы, которыми ограничено и гениальное мышление, пределы, которые совпадают с гранями эпохи» (стр. 77). В свою очередь шестидесятники пошли дальше, развивая в наследии Белинского то, что соответствовало новому времени, отказывались от того, что не находило применения в новой эпохе.

Цитировать

Нежданов, В. Старая книга продолжает / В. Нежданов // Вопросы литературы. - 1970 - №2. - C. 233-235
Копировать