№10, 1968/Коротко о книгах

Становление жанра

Г. Бояджиев, Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, «Искусство», М. 1987, 556 стр.

Перед нами первое фундаментальное исследование о драматургии Мольера, ставящее целью проследить формирование и развитие жанра высокой комедии. Мольер вел жестокую борьбу с дворянским салонным искусством; на широком историко-литературном фоне Г. Бояджиев раскрывает творческий подвиг драматурга, создавшего комедию, глубоко демократическую по сути своей, определившую на многие века развитие европейского театра.

Во Франции, несмотря на живой интерес Ф. Рабле и других писателей Возрождения к театру и фарсу, не произошло слияния народно-фарсового искусства с гуманистическим. Деятельность «Плеяды» изолировала развитие комедийных жанров от раблезианской линии, выдвинув в противовес ей академическую линию – подражание латинским и итальянским образцам. Лишь в «Евгении» Жоделя (1552), отдаленно напоминающей «Тартюфа», сохранена верность гуманистическим традициям Ренессанса. Гуманистические проблемы пытался ставить в своих комедиях и Корнель, но не смог преодолеть сопротивления старых традиционных форм (трагикомедии, пасторали, буффонной комедии). Своеобразным связующим звеном между Рабле и Мольером стали пьесы старшего современника Мольера – П. Скаррона. Правда, в его бурлескных комедиях положительное начало существовало лишь в форме пародии; да и комическая маска Жодле, главного героя пьес, ограничивала возможности драматурга. И все-таки во Франции первой половины XVII века было уже подготовлено «рождение комедии с реальным жизненным содержанием и сатирической направленностью».

Цитировать

Лозовецкий, В. Становление жанра / В. Лозовецкий // Вопросы литературы. - 1968 - №10. - C. 232-234
Копировать