Среди журналов и газет
ПИСЬМА Б. ЛАВРЕНЕВА. В журнале «Радуга» (1975, N7) П. Дегтярев опубликовал письма Б. Лавренева, в том числе два письма, адресованные библиографу, собирателю литературных материалов о Крыме Г. Сукованченко. Подлинники этих писем хранятся в ЦГАЛИ.
21 декабря 1939 года Лавренев писал Сукованченко по поводу своего романа «Крушение республики Итль»: «…Я лично не отношу «Крушение республики Итль» к Крыму. Материал этой вещи сложился из ряда анекдотов гражданской войны, относящихся территориально к Архангельску, Одессе, Кавказу, Дальнему Востоку и Крыму, т. е. ко всем местам, где ступали копыта интервентов. Объединив эти анекдоты, я перенес действие в вымышленную страну, которая равно может считаться и Крымом, и Кавказом, и ДВР. Мне нужно было только, чтобы в этой стране был теплый субтропический климат. Вот и все. Из остальных моих вещей непосредственно к Крыму относится только ранний рассказ «Марина», помещенный в книге «Ветер»… Там все действие происходит в Крыму, точно – в Евпатории, даже с точным адресом дачи Софронеевой, на углу 3 Продольной и 5 Поперечной, где я жил в 1916 году летом, после ранения».
В письме от 18 мая 1957 года писатель отвечал Сукованченко на поставленные в его письме вопросы: «Крым в написанных мною вещах упоминается часто. В Евпатории развертывается действие рассказа «Марина»… Балаклава фигурирует в повести «Таласса.»… Севастополь – в военных рассказах «Большое сердце», «Подарок старшины», «Письмо», в очерке о Люде Павличенко «Неукротимое сердце»… Севастополь же изображен в незаконченном романе «Синее и белое»… Впервые я посетил Крым: в 1891 году, имея три недели от роду, с матерью, которая увезла меня к родственникам под Феодосию. С тех пор не проходило года, чтобы я не побывал в Крыму. Севастополь, Симферополь, Балаклава, Ялта, Алупка, Симеиз, Кикинеиз, Алушта, Гурзуф, Судак, Карасубазар, Бахчисарай, мертвые города Чуфут-Кале и пещеры, заповедник, Космодемьянский монастырь, Старый Крым – вот этапы моих крымских странствий. Но особенно близка мне Феодосия, где проходила моя юность, и Коктебель, где я жил каждое лето, начиная с 1929 по 1941 год включительно… После войны был в Коктебеле еще в 1950 и 1952 году.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.