Среди журналов и газет
К 50-ЛЕТИЮ В. М. ШУКШИНА. «Шукшина нет с нами, но удивительный многогранный талант его еще не раз будет поражать нас, современников, и наших потомков. С Василием Макаровичем я встречался и кляну себя, что не записал в свое время со всеми подробностями эти встречи. Как бы ни была сильна память, она не может сохранить мельчайших деталей, точности словесных суждений. А подчас мы непростительно беспечны и щедры, позволяя рассеиваться, разлетаться драгоценным зернам, которых потом уже не собрать», – пишет на страницах журнала «Волга» (1979, N 7) А. Марков.
В Астрахань В. Шукшин прибыл с группой товарищей. Цель их приезда была связана с готовящейся тогда постановкой двухсерийного, цветного фильма о Степане Разине.
«Шукшин попросил меня показать все, что имеет какое-либо отношение к крестьянской войне под руководством Степана Разина… – рассказывает А. Марков, – оказалось, что Василий Макарович проштудировал огромное количество литературы. Взяв в руки книгу «Три путешествия» корабельного мастера Яна Стрейса, изданную в Москве в 1935 году, улыбаясь, Шукшин сказал:
– Я не смог достать для себя этой книги, многие выписки делал в библиотеке. Значение наблюдений Стрейса велико, они принадлежат человеку, попавшему в самый водоворот событий. Его впечатления о восстании чаще всего объективны… А эта книга вообще библиографическая редкость. – Василий Макарович внимательно просматривал поэму Гиляровского «Стенька Разин», вышедшую в 1922 году в издательстве «Берендеи» в количестве пятьсот экземпляров».
Василия Макаровича интересовали рисунки, гравюры, фотокопии документов, зарисовки мест, где проплывал Разин, хотя места те теперь изменились неузнаваемо. На фотопленку были засняты и рисунки, сделанные А. Марковым, и гербы городов Красного и Черного Яра, изображение табурета и трости Степана Разина, наброски старинных судов. В. Шукшин внимательно ознакомился с историческими памятниками, Астраханским кремлем, пытливо изучал мельчайшие подробности, имеющие прямое или косвенное отношение к крестьянской войне под предводительством Степана Разина.
На вопрос А. Маркова, имеет ли право писатель на домысел, воспроизводя исторические события, В. Шукшин ответил: «…Имеет. Но во всем нужна какая-то мера. Или хотя бы легендарное подтверждение факту. Иногда интуиция художника может предвосхитить еще не открытое историками. Все это очень сложно…»
«Слушая Шукшина, я понял, – пишет А. Марков, – насколько высоко он ценит правду жизни и отвергает всякую фальшь».
«ПОСЛЕСЛОВИЕ К НЕДОПЕТОЙ ПЕСНЕ» – так названа статья Е.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.