№4, 1965/Зарубежная литература и искусство

Современный прогресс и художественные поиски

«Беседы о современном искусстве». Под этой рубрикой французский еженедельник «Леттр франсез» 1 провел анкету среди деятелей французской культуры. Рубрика появилась на страницах еженедельника в июле 1964 года. За истекшее время в анкете приняли участие известные писатели, живописцы, скульпторы, деятели кино, архитекторы, композиторы, музыканты, критики, искусствоведы2.

«Под этой рубрикой, заведомо нейтральной, – говорится в редакционном введении, – мы публикуем беседы с художниками и писателями, которые ведутся без заданной заранее установки, без различия школ или поколений. Единственной общей основой для всех, к кому мы обращаемся с вопросами, является стремление к поискам».

Появились произведения, которые еще не оценены, говорится далее во введении, в художественном творчестве происходят изменения, которые пока недостаточно осмыслены. Осветить то, что рождается и приобретает свою форму, – эту цель и преследует еженедельник, проводя анкету.

Подчеркивая непредвзятость отношения к участникам анкеты, какой бы ориентации они ни придерживались, редакция осторожно предупреждает, чтобы читающие находили в беседах только то, что в них содержится. Позиции еженедельника понятны. И все же, вопреки его предостережению, публикуемые материалы дают основания для размышлений, уводящих за пределы высказываний участников анкеты, дают основания для выводов, к которым авторы бесед подводят, хотя сами их не всегда делают.

Главная тема анкеты – современный прогресс (социальный, научный, технический) и прогресс в искусстве, пути художественных поисков. В анкете участвуют представители различных направлений современного французского искусства и литературы – абстракционизма, сюрреализма, реализма. И естественно, картина от знакомства с авторами бесед складывается чрезвычайно пестрая и разноречивая, в чем-то даже хаотичная. За этим, очевидно, кроется разброд умов буржуазной интеллигенции, пустая самоуверенность одних, беспросветное отчаяние или беспокойство других, в каждую из бесед вклинивается голос представителя прогрессивной критики (участвующего в диалоге, ведущего анкету), и этот голос часто звучит в контраст развиваемой собеседником концепции. Тем рельефнее выступают различия взглядов, а вместе с тем и перспектив в области творчества, поисков, открывающихся перед художниками разных убеждений и идейно-эстетических тенденций.

Опубликованные в «Леттр франсез» беседы с рядом художников и скульпторов позволяют представить их устремления, а вместе с тем чувство смятения, пустоты и растерянности, прикрытое подчас бравадой и ложным оптимизмом. Это в особенности относится к представителям абстракционизма.

Пожалуй, с наибольшей амбицией и наименьшей убедительностью превозносит миссию абстрактного искусства некий Серж Польякоф (сохраним французское написание).

Вот основное содержания беседы:

– Принято считать, что искусство наиболее очевидным образом характеризует эпоху; Польякоф, вы тоже находите, что вы отражаете эпоху? – поставила вопрос ведущая беседу Мари-Терез Можи.

– Я представляю нашу эпоху. Естественно. Абсолютно. Как вся группа абстрактивистов, ташистов.

– Разве абстрактный язык может по своей природе иллюстрировать всю эпоху?

– Да. Мы представляем нашу эпоху в той мере, в какой существует в настоящее время определенная общность выражения, как она существовала во времена Рафаэля. Много раз в год мы выставляем результаты наших поисков в больших салонах. Наша эпоха создала абстрактное искусство.

– Вы разве видите связь между вашей живописью и современной цивилизацией?

– Я уверен в одном. В том, что абстрактное искусство сейчас существует. Почему оно существует? Я этого не знаю… Все художники стремятся к прогрессу. И если бы Сезанн родился сейчас, он занимался бы абстрактным искусством. Если бы Рафаэль родился сейчас, он бы занимался абстрактным искусством. В этом я уверен. Я уверен еще в одном: в том, что Наполеон не способен был заниматься живописью, так же как я не мог бы никогда стать Наполеоном… Мы, абстракционисты, мыслим очень возвышенно, мы слишком философичны, – с тем же апломбом заявил он и поспешил закончить беседу, не найдя времени развернуть свою философию: – У меня работа. Я спешу, потому что искусство требует времени.

Другой представитель «молодого поколения абстракционистов», Гартунг, в отличие от названного выше автора, стремится все же подвести хоть какую-то логическую базу под свои рассуждения о связи абстрактного искусства с современной эпохой. Сегодня художника интересует больше «не оптический эффект дерева, как у импрессионистов, – говорит он, – а внутренние законы и силы, которые формируют дерево». С этим утверждением можно было бы согласиться, если истолковывать его как углубление искусства в закономерности бытия. Но автор вкладывает в свои слова иной смысл, говоря, что внутренние законы лучше всего выражает язык абстрактного искусства, дающий полную свободу ассоциаций и истолкования смысла явлений.

Приведем еще одно суждение. «Абстракционисты считают себя представителями сегодняшней науки, – говорит К. Зервос. – Они очень заботятся о том, чтобы сделать своей теорию относительности Эйнштейна. В сущности, это примитивные люди, которые верят, что, говоря о науке, они поднимают уровень искусства».

К. Зервос убежден, что абстракционизм на пути к исчезновению. На вопрос, где же животворные источники искусства, он с той же убежденностью отвечает: «Это жизнь, совсем просто…

  1. »Les Lettres franchises», 1964, juillet – novembre. []
  2. Когда обзор был уже набран, была опубликована беседа П. Дэкса с Э. Триоле.[]

Цитировать

Трущенко, Е. Современный прогресс и художественные поиски / Е. Трущенко // Вопросы литературы. - 1965 - №4. - C. 169-174
Копировать