№5, 1968/На темы современности

Сообща решать творческие задачи

Мне кажется, что общими усилиями мы верно определили идейно-художественное направление одного из наиболее крупных наших литературных ежемесячников. В большой семье советских «толстых» журналов «Знамя» давно занимает видное место. Мы были единодушны в оценке произведений прозы, которые характеризуют движение журнала, его новаторские поиски, как в области содержания, так и в области формы. Именно в этом смысле представляются интересными повести и рассказы Н. Евдокимова, В. Липатова, П. Проскурина и других авторов. Тут заметно стремление редакции к открытию новых жизненных тем и новому освещению уже известных реальных событий и живых характеров. С этой точки зрения образы, созданные в «Необходимом человеке», «Деревенском детективе», представляют собой воплощение новых граней в нравственном облике советского человека, новых качеств и свойств его натуры, рожденных самой действительностью.

Для ряда авторов «Знамени» произведения, опубликованные в минувшем году, являются шагом вперед в их индивидуальном творческом росте. Но это свидетельствует в то же время о росте самого журнала, о его поступательном движении. Достаточно, к примеру, сравнить предыдущие, весьма серьезные работы Н. Евдокимова, опубликованные в «Знамени» же, с повестью «Необходимый человек» и рассказами писателя, чтоб почувствовать его новую художническую силу, обретенную им свободу и непринужденность почерка, оригинальность зрения, свежесть проблематики, вырастающей из самой жизни.

Это же относится и к В. Липатову. Покойный А. Макаров как-то Отмечал, что В. Липатову как писателю свойственна проблемность. Я добавил бы, что эта «проблемность» у автора повести «Чужой», к примеру, отдавала иногда нарочитостью. В повестях и рассказах о «деревенском детективе» и в «Мистере-Твистере» в известной мере новый В. Липатов, идущий не от проблемы, а от жизни, которая, естественно, изобилует проблемами. Но и для Н. Евдокимова, В. Липатова, как и для П. Проскурина и других «знаменцев» минувшего года и первых книжек нынешнего, характерна попытка художественно исследовать многообразие жизни, различные ее, подчас неожиданные, коллизии и аспекты. Отсюда без навязчивости вырастают и интереснейшие, не всегда бесспорные, но неизменно живые проблемы.

Все это говорит о том, что журнал деятельно помогает формированию новых творческих тенденций, положительно развивающих революционные и гуманистические традиции советской литературы, содействует творческому росту молодых сил нашего искусства. Эти особенности «Знамени» читатель не может не заметить.

Цитировать

Бровман, Г. Сообща решать творческие задачи / Г. Бровман // Вопросы литературы. - 1968 - №5. - C. 56-59
Копировать