№6, 1997/Мнения и полемика

«Солнцев дом» Веры Павловны

Цитируя в «Даре» высказывание Герцена о «Что делать?» (из его письма к Огареву от 8 августа 1867 года): роман оканчивается «фаланстером в борделе», – Набоков прибавляет: «Ибо, конечно, случилось неизбежное: чистейший Чернышевский – никогда таких мест не посещавший, – в бесхитростном стремлении особенно красиво обставить общинную любовь, невольно и бессознательно, по простоте воображения, добрался как раз до ходячих идеалов, выработанных традицией развратных домов; его веселый вечерний бал, основанный на свободе и равенстве отношений (то одна, то другая чета исчезает и потом возвращается опять), очень напоминает, между прочим, заключительные танцы в «Доме Телье». Само собой, у Чернышевского были и другие творческие импульсы – его социальная и эротическая идиллия, типа той, что дана в «Четвертом сне», опирается на нескончаемую утопическую традицию («Город солнца» и пр.), включавшую в себя ее многочисленные русские образчики, которые зародились в XVIII веке.

Архетипом для утопий всегда оставался Эдем либо созвучный ему золотой век античности## Этой теме, на обширном литературном материале XVIII века, посвящена ценная книга С. Баера: Stephen L.

Цитировать

Вайскопф, М. «Солнцев дом» Веры Павловны / М. Вайскопф // Вопросы литературы. - 1997 - №6. - C. 353-359
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке