№6, 1971/Трибуна литератора

Сохраним писателю правую руку

Когда Александр Бек написал свою, ныне широко известную, книгу о войне «Волоколамское шоссе», непримиримым критиком выступил ее подлинный герой. Он даже написал свою книгу о том же самом.

Когда Петр Вершигора обнародовал превосходные партизанские записки «Люди с чистой совестью», обнаружились полемисты, предложившие свои свидетельства описанных фактов и оспорившие достоверность слова художника.

Позже самому Петру Вершигоре понадобилось вступиться за книгу Д. Медведева «На берегах Южного Буга» и выйти на поединок с теми, кто яростно утверждал, что автор книги исказил, оболгал и т. д. и пр.

Исследователь литературного наследия М. Горького Б. Бялик, как видим, не оригинален в своей запальчивости на стезе протоколиста фактов. Он тоже был в действующей армии, описанной в книге В. Ковалевского «Тетради из полевой сумки», он тоже знал многих людей, о которых говорится в книге. Мало того, он и сам написал мемуары «Наедине с прошлым», – ему кажется, что о том же самом, наверно, не хуже, во всяком случае, точнее. И как нарочно изданы они в том же издательстве «Советский писатель». И тот же у него литературный прием – тетради из полевой сумки, числом четыре. Тетрадь первая, тетрадь вторая и т. д. и пр.

Тут все повторяется. И новизна, удивляющая нас, состоит лишь в том, что полемистом и непримиримым критиком на этот раз выступает не просто участник событий и свидетель, не педантичный протоколист фактов, а литературовед, знающий по произведениям такого великого правдолюбца, как Горький, по его очеркам и портретам, что такое документальная проза, границы вымысла в документальной прозе, когда она под пером мастера слова перестает быть бескрылой хроникой событий и начинает жить как художественное произведение.

Вряд ли можно думать, что Б. Бялик не может разобраться в том, что прозрачней стеклышка; к сожалению, приходится признать, что этого он и не хочет.

В русском словаре имеется много слов, участвующих в этом споре. Точность. Подлинность. Достоверность. Правда. Факт. Есть и оттенки в соединениях этих слов. Соответствие действительности. Точность подробностей. Правда образа и правда факта.

Цитировать

Атаров, Н. Сохраним писателю правую руку / Н. Атаров // Вопросы литературы. - 1971 - №6. - C. 91-94
Копировать