№6, 2000/Заметки. Реплики. Отклики

«Соборы кристаллов сверхжизненных» («Смысловые формулы» в поэзии О. Мандельштама)

В этой статье мы попытаемся показать, как два стихотворения Мандельштама, «Стихи о неизвестном солдате» (далее – СНС) и «Может быть, это точка безумия…», синергетически усиливают и проясняют друг друга.

За последние десятилетия появилось много исследований, пытающихся лучше понять СНС. В первую очередь следует назвать текстологические реконструкции Н. Мандельштам, И. Семенко, публикацию В. Швейцер, а также материалы, вошедшие в двухтомник, выпущенный к юбилею поэта 1   .

Одной из первых работ в области мотивно-семантического анализа СНС стала интереснейшая статья Ю. М. Левина 2   . Другим направлением в изучении СНС является исследование фабульной основы стихотворения. К нему следует отнести работу О. Ронена3   . Автор находит источник в «Рассказах о бесконечном» Фламмариона. Герои Фламмариона мчатся в космическом пространстве со скоростью большей, чем скорость света. Земные события, в том числе наполеоновские войны, развертываются в обратном временном порядке.

Интересный подтекст стихотворения обнаружил В. Живов в статье «Космологические утопии в восприятии большевистской революции и антикосмологические мотивы в русской поэзии 1920-1930-х годов («Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштама)» 4   . Автор рассматривает пласт образности СНС в контексте федоровских идей бессмертия и воскрешения, заселения звездных миров, собирания космического вещества. Вяч. Вс. Иванов изучает параллели между СНС и теорией относительности Эйнштейна 5   . Л. Ф. Кицис выдвигает гипотезу о «Видении суда» Байрона как о возможном источнике СНС 6   . М. Мейлах видит возможный источник текста в космологическом мифотворчестве Георгия Гюджиева 7   . К более общим выводам приходит М. Л. Гаспаров в своей книге «О. Мандельштам: Гражданская лирика 1937 года», где он говорит: «Да, картина Мандельштама написана апокалиптическими красками. Но кончается… она светлым видением нового Иерусалима. И начинается она скромнее, чем кажется: не космической темой, а гражданской, даже официозно- гражданской – антивоенной» 8   .

Все упомянутые работы – прямое свидетельство необыкновенного богатства идей, ассоциаций, образов, создающих, говоря словами поэта, «силовой поток». Проницательно сказал об этом И. Бродский: «Если честно, я не знаю ничего в мировой поэзии, что может сравниться с откровением четырех строк из «Стихов о неизвестном солдате», написанных за год до смерти:

  1. Н. Я. Мандельштам, Книга третья, Париж, 1987, с. 246-258; И. М. Семенко, Творческая история «Стихов о неизвестном солдате». – В кн.: И. М. Семенко, Поэтика позднего Мандельштама, М., 1986, с. 102-126; О. Мандельштам, Воронежские тетради. Подготовка текста, примечания и послесловие В. Швейцер, Анн-Арбор, 1980, с. 121-129; материалы, вошедшие в двухтомник, выпущенный к юбилею поэта: Осип Мандельштам, Сочинения в 2-х томах, т. 1, М., 1990, с. 241-245, 417-428, 561-565.[]
  2. Ю. Левин, Заметки о поэзии Мандельштама тридцатых годов, «Стихи о неизвестном солдате». – «Slavica Hierosolymitana», 1979, № 4, с. 185-213.[]
  3. О. Ронен, К сюжету «Стихов о неизвестном солдате». – «Slavica Heirosolymitana», 1979, № 4, с. 214-222.[]
  4. «Сб. статей к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана», Тарту, 1992.[]
  5. Вяч. Вс. Иванов, «Стихи о неизвестном солдате» в контексте мировой поэзии. – В кн.: «Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама», Воронеж, 1990.[]
  6. Л. Ф. Кицис, Эсхатология и байронизм позднего Мандельштама (К анализу «Стихов о неизвестном солдате»). – «Столетие Мандельштама, материалы симпозиума», СПб., 1994.[]
  7. М. Мейлах. Об одном экзотическом подтексте «Стихов о неизвестном солдате». – «Столетие Мандельштама, материалы симпозиума».[]
  8. М. Л. Гаспаров, О. Мандельштам: Гражданская лирика 1937 года, М., 1996, с. 11.[]

Цитировать

Макогоненко, Д. «Соборы кристаллов сверхжизненных» («Смысловые формулы» в поэзии О. Мандельштама) / Д. Макогоненко // Вопросы литературы. - 2000 - №6. - C. 329-336
Копировать