Не пропустите новый номер Подписаться
№2, 1999/Хроники

Снято Овсянико-Куликовским по просьбе Бунина…, или История одного конфликта

Мною лет хранятся у меня газетные гранки «Открытого письма» Андрея Соболя к И. А. Бунину. Сбоку, рукой Соболя, надпись: «Статья была снята с набора покойным Овс. -Куликовским по просьбе И. А. Бунина». Внизу: «Одесса, 9 ноября». Уточняю: 1919 года. Тогда «Южное Слово» – газета, основанная в Одессе Добровольческой армией, – выходила с шапкой: «При ближайшем участии академиков И. А. Бунина и И. П. Кондакова». Соболь же тогда сотрудничал в другой одесской газете – «Современное Слово».

Предыстория появления письма А. Соболя в редакции «Южного Слова» такова.

Для Одессы ноябрь 1919 года был временем почти спокойным. Зыбкое спокойствие это давала одесситам власть «добровольцев», сменивших большевиков. Провозглашенная Деникиным идея национального единства и возрождения обнадеживала, хотя с осени в городе появились проблемы в связи с нехваткой дров, воды, начались вспышки эпидемий; вокруг на фронтах продолжала литься кровь, а ужасы киевских, харьковских, конотопских погромов заставляли сжиматься сердца. Одесские газеты писали: «Страшно – не за киевских евреев <…> Страшно за грядущую Россию, которую мучительно любит не только Шульгин и не только дробители еврейских черепов.

В Москве – Ленин, в Петрограде – Зиновьев, в Киеве – Шульгин. Несчастная Россия <…>»1 Повсеместно в одесской печати, а это не менее полутора десятка газет разного толка, была осуждена провокационная роль г. Шульгина. Даже самые черные национал-патриоты старались вести себя пристойно. Всем казалось: впереди – Россия. Обновленная, очищенная от крови и грязных страстей, выстраданная всеми Русь…

Проживавший в 1919 году в Одессе И. А. Бунин относился к погромам с глубоким возмущением. Об этом говорят его короткие записи. «Окаянные дни», 14 мая: «»В Николаеве зверский еврейский погром… Елизаветград от темных масс пострадал страшно… В Жмеринке идет еврейский погром, как и был погром в Знаменке…»

Это называется, по Блокам, «народ объят музыкой революции – слушайте, слушайте музыку революции!»»

А за месяц до этого – 19 апреля: «Вечером с проф. Лазурским был в синагоге. Так все жутко и гадко вокруг, что тянет в церкви, в эти последние убежища, еще не залитые потопом грязи, зверства».

В октябре 1919 года И. А. Бунин выступил в газете «Южное Слово». Он писал: «Опять еврейские погромы. До революции они были редким, исключительным явлением. За последние два года они стали явлением действительно бытовым, чуть не ежедневным. Это нестерпимо. Жить в вечной зависимости от гнева или милости разнузданного человека-зверя, человека-скота, жить в вечном страхе за свой приют, за свою честь, за свою собственную жизнь и за честь и жизнь своих родных, близких. Жить в атмосфере вечно висящей в воздухе смертельной беды, кровной обиды, ограбления, погибать без защиты, без вины, по прихоти негодяя, разбойника – это несказанный ужас, это мы все – уже третий год переживающие «великую русскую революцию», – должны хорошо понимать теперь. И наш общий долг без конца восставать против всего этого, – без конца говорить то, что известно каждому мало-мальски здравому человеку и что все-таки нуждается в постоянном напоминании. Да, пора одуматься подстрекателям на убийство и справа и слева, революционерам и русским и еврейским, всем тем, кто уже так давно, не договаривая и договаривая, призывает к вражде, к злобе, ко всякого рода схваткам, приглашает «в борьбе обрести право свое» или откровенно ревет на всех перекрестках: «смерть; смерть!» – неустанно будя в народе зверя, натравливая человека на человека, класс на класс, выкидывая всяческие красные знамена или черные хоругви с изображением белых черепов» 2.

Бунинские «Заметки» появились в «Южном Слове» 20 октября, а неделю спустя, 27-го, газета «Одесские Новости»»обрадовала» читателей выдержкой, перепечатанной из статьи выходившей в Ростове-на-Дону кадетской газеты «Свободная Речь». «…Было бы хорошо, если бы национальное чувство не принимало слишком исключительного характера, но едва ли мы сумеем добиться этого… – писал автор статьи Иван Наживин. И далее: –…Погром дела не решает, не может решить – надо общими силами придумать решение человеческое, белее разумное, более целесообразное. И я… не вижу пока яркого выхода, как признание евреев подданными иностранной державы и вытекающее отсюда, с одной стороны, освобождение их от всяких обязанностей по отношению к России, но с другой стороны, и ограничение их прав на вмешательство в русскую жизнь».

«Не следует думать, что этот гениальный в своей простоте проект… продукт личного творчества г. Наживина, – комментировала «откровения» русского писателя газета. – Это своего рода mot d’order3, данное теперь по всему лагерю «Здорового национализма».

Отклики на выступление Ив. Наживина не заставили себя ждать. Его осудили и социал-демократический «Южный Рабочий», и либеральное «Современное Слово», и даже сама «Свободная Речь», в которой и были напечатаны наживинские высказывания, поспешила не согласиться с ними. Молчала только газета «Южное Слово», молчал Бунин. Хотя от него, выступившего недавно со страстным осуждением погромов, скорее, чем от кого-либо, можно было ожидать отклика, но он молчал. Бунин предпочел «не заметить», «не поверить» в то, что Ив. Наживин, писатель, которому он симпатизировал и чьи позиции частично разделял, мог сказать такое. Более того, почти одновременно с газетной статьей Ив. Наживина в Ростове-на-Дону вышла его монархическая книга «Что же нам делать?». Сравнительно быстро оказалась она в Одессе у И. А. Бунина, и «Южное Слово» поспешило дать на нее восторженную рецензию.

  1. »Современное Слово», 15 (28) октября 1919 года. []
  2. «Южное Слово», 20 октября (2 ноября) 1919 года.[]
  3. распоряжение (франц.).[]

Цитировать

Хлавна, С. Снято Овсянико-Куликовским по просьбе Бунина…, или История одного конфликта / С. Хлавна // Вопросы литературы. - 1999 - №2. - C. 315-323
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке